Понедельник, 03.02.2025, 04:55
Приветствую Вас Гость | RSS

ГОУ ЛНР "Ровеньковская гимназия имени писателя Н.Трублаини"

Меню сайта

Методическая копилка

Главная » Файлы » Уроки учителей

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе на тему "Л.Н. Толстой «Лев и собачка». Подробный пересказ"
19.01.2016, 20:31

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема: Л.Н. Толстой «Лев и собачка». Подробный пересказ.

Цель: ознакомить учащихся с произведением Л.Н.Толстого “Лев и собачка”; способствовать пониманию учащихся текста литературного произведения; развивать навыки словесного рисования, коммуникативные и речевые умения: умение высказать свою точку зрения, посочувствовать или порадоваться за героя; развивать творческое воображение, внимание, речь учащихся; воспитывать любовь и доброжелательное отношение к животным.

Задачи урока:

образовательные:

продолжить работу над анализом художественных произведений,отрабатывать навыки выразительного чтения, умения определять главную мысль произведения, учить понимать чужую боль, расширить представления о жизни животных;

развивающие: развивать познавательный интерес, сознательное восприятие учебного материала, речь и логическое мышление, память, фантазию учащихся, умение работать в группе, в паре;

воспитательные: воспитывать доброе отношение к животным, чувство коллективизма, ответственность, интерес к чтению, любознательность, целеустремленность.

Формируемые УУД:

регулятивные - умение высказывать свое мнение, предположение, составлять и работать по плану, оценивать деятельность свою и товарища;

познавательные – работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы;

коммуникативные – умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

Оборудование:

  1. Ноутбук, проектор.
  2. Аудиозапись были «Лев и собачка».
  3. Портрет Л.Н. Толстого.
  4. Книги Л.Н. Толстого – для выставки.
  5. Раздаточный материал со скороговорками и заданиями для групповой работы.
  6. Презентация по материалу урока.

Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальная.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Прозвенел звонок на наш открытый урок.

Доброе утро, дети! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь с ними.

Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

Ребята, постарайтесь  настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.

- Чтобы наш урок прошел успешно, начать его я бы хотела со слов великого французского философа, писателя и композитора Ж.Ж. Руссо (Слайд 1).

«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как хорошо умеете работать, если будете постоянно перед собой ставить новые цели и стремиться к их достижению!»

- Подумайте и скажите, как вы понимаете данные строки?

II.Речевая разминка.

- Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство. Чтобы его освоить, нужно работать над своей речью.  Для этого на уроках чтения мы с вами проводим…? (речевую разминку)

- У каждого из вас на парте карточка со скороговоркой. Я даю вам несколько минут ознакомиться с ней, а затем мы проведем небольшой конкурс на лучшего чтеца. (Учитель называет номер первого чтеца, после прочтения ребенок говорит номер следующего)

- Продолжим нашу речевую разминку. Обратите внимание на экран

(Слайд 2).

Подарили мне собачку,

Очень славного щенка!

- Прочитайте строфу медленно, проговаривая каждое слово.

– Прочитайте данные строки с чувством радости и восхищения.

- Прочитайте по-японски.                                    

                                                        

III. Проверка домашнего задания

- Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Л.Н. Толстого, потому я вновь говорю: «Здравствуй, замечательный русский писатель, Л.Н. Толстой!»  (Слайд 3). Мы уже многое знаем об этом писателе. Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза – зеркало души. Какие они? (Добрые, внимательные, мудрые). Как он относился к людям? ( С пониманием, сопереживал, приходил на помощь. Очень любил детей).

(Учитель добавляет)

- Лев Николаевич был простым человеком. Он жил скромно, старался обслуживать себя сам.   Сам кроил и шил себе одежду. Ходил он в туфлях на босу ногу. Легко плакал, редко смеялся (зато до слез). Был артистичен, но,  в то же время был застенчивым и скромным человеком с добрым и открытым сердцем. Поэтомунашим помощником сегодня на уроке будет эпиграф «Чуткому сердцу откроются тайны».

- Что помогают понять эти слова?  (Только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться)

- Произведения Л.Толстого вы читали? Обратите внимание на выставку книг. Некоторые вам уже известны, а некоторые ещё не знакомы. Я рекомендую прочитать эти книги.

Давайте вспомним, какие его произведения вы уже знаете (называют)

-А насколько хорошо вы их помните, вы сможете показать, выполнив следующее задание: вам предстоит узнать произведение, из которого взяты строки.

- Работать будете в группах.  (Детям раздаются карточки с разными текстами, дети обсуждают прочитанное, дают ответ).

      

-Хорошо. Молодцы.

IV. Введение в тему. Актуализация знаний.

- А сейчас отгадайте загадки и вы узнаете, о ком мы сегодня будем читать на уроке. (Слайд 4).

С царской гривой, с гордой походкой

Осмотрит свои он владения зорко.

Даже не думай встать на пути,

С царской особой ты не шути. (Лев)

Лежит – молчит,

Подойдешь – заворчит.

Кто к хозяину идет,

Она знать дает. (Собака)

- К какой группе животных  можно отнести льва? (Дикие, хищники)(Слайд 5)

- Почему? (Сильный, питается другими животными, есть острые зубы, клыки.)

- Очень часто его называют… («царём зверей»)

- Почему? (Грозный, благородный, большая грива)

Дополнит ваши высказывания о льве …(Сообщение учащегося)

 -Теперь поговорим о собаке?

- К какой группе животных относятся собаки?(Собака – домашнее животное)(Слайд 6)

- Дополнит ваши высказывания о собаке… (Сообщение учащегося)

Учитель добавляет.

  В последнее время на улицах городов и сел бродят бездомные собаки. Бездомная собака – это брошенный друг, которого довели до отчаяния. Мы должны жалеть наших младших бессловесныхбратьев, проявлять чуткость к ним, защищать в нужный момент. Помните,

добро начинается с любви к живому.

- Мы с вами поговорили о хищном и домашнем животных. Как вы думаете, могут ли 2 абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? (ответы детей: да – нет) 

- Об этом мы узнаем в ходе работы над  произведением. Прочитайте его название на доске. 

-  Прочитайте слово под заголовком. (Быль) Что оно означает?

(Слайд 7)Быль –

1. То, что было в прошлом.

2. Рассказ о действительном происшествии.

V.    Работа над содержанием произведения Л.Н. Толстого «Лев и собачка».

а) Первичное  восприятие  текста.  

Сейчас я предлагаю вам послушать историю, которая  произошла очень  давно, в далеком городе Лондоне, столице Англии.

Л.Н.Толстой не был в стране Англии, никогда не был в городе Лондоне. Возможно,  эту истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. И услышав ее Лев Николаевич не остался к ней равнодушен и написал об этом рассказ – «Лев и собачка».

Сядьте по - удобнее, и внимательно послушайте  эту историю.  А затем ответите мне на вопрос: «О чем этот рассказ?»

Включается аудизапись были «Лев и собачка».

-Понравился рассказ?

Вы очень внимательно слушали эту историю. Так ответьте мне на вопрос: О чем эта быль?

(О любви и привязанности животных друг к другу)

-  Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.)

- Назовите главных героев были.  (Лев и собачка). 

- Какой эпизод показался вам самым напряженным?

- Было ли вам кого-нибудь жалко?

б) Словарная работа.

Перед прочтением текста поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.

Значениекаких слов вам было непонятным?

Обратите внимание,  эти трудные для вашего понимания слова расположены на слайде8в следующем порядке.

Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Барин – богатый человек, который имеет прислугу.

Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.

Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла – умерла.

Засовы – большие дверные задвижки.

VI. Физкультминутка

     

- Молодцы! Хорошо поработали, а теперь пришло время отдохнуть.

 VII. Закрепление и осмысление знаний.

1. Перечитывание  текста.

- Дети, откройте учебник на с. 160

Вчитаемся внимательно в текст, а потом поделимся своими впечатлениями.

Чтение детьми были « цепочкой»  (по абзацу).

Гимнастика для глаз.

2. Беседа  по содержанию в  целом.  Анализ произведения.

- Сейчас мы будем работать по содержанию произведения и по ходу работы составим план на доске.

- Где происходило событие, описанное в тексте?

- Как так получилось, что собачка оказалась в клетке у льва?

- Что испытывала маленькая героиня, оказавшись у грозного льва?

 

- Итак первый пункт плана «Собачка попадает в клетку со львом» (На доске)

- Как вы думаете, почему лев не тронул собачку? Ведь до неё он съедал множество собак. (Понравилась собачка с первого взгляда, пришлась по сердцу, по душе, полюбилась.Собачка была забавной)

- Как знакомство льва и собаки переросло у них в чувство дружбы и привязанности друг к другу? Подтвердите это словами из текста. Выборочное чтение.

- В чем проявилась забота льва по отношению к собачке? (Оставлял ей еду. Спал рядом с собачкой. Никого не подпускал к собачке. Иногда играл с ней. Лев заботился как старший друг, был очень нежный и ласковый, защищал её и её отдавал никому)

- Итак, ребята,кемстали лев и собачка? (Друзьями) И вторым пунктом нашего плана будет следующее «Лев и собачка подружились» ( На доске)

- Когда они так счастливо жили, что же произошло? (Собачка умерла)На доске «Собачка умерла

- Как вел себя лев после смерти собачки? Подтвердите словами из текста.  Выборочное чтение.На доске «Лев грустит по умершей собачке»

- Какими словами писатель передал сначала недоумение льва, а потом нарастание его горя? Подтвердите словами из текста. Выборочное чтение.

- В чем выразилась любовь и преданность льва после смерти друга? (ответы детей.Был преданным другом и тяжело переживал смерть собачки)На доске «Лев остался верен собачке»

- Согласитесь ли вы с мнением, что лев в произведении очеловечен? (Да, чувство любви присуще не только человеку, но и животному.  Любит как человек, кормит потомство как человек. У животных такие же чувства как у людей. Любовь и преданность своему другу у льва, а затем ярость и отчаяние, горе и страдание об умершем друге.)

- От чего умер лев? (Лев умер от тоски.Он не хотел оставаться один, так как потерял друга)На доске «Лев умер».

3. Самостоятельная работа. (Слайд 9)

- Пришло время закрепить полученные знания и поработать самостоятельно. Выполнять задания будете в группах.

1-2 группа: Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится? Как ведут себя животные? Рассказать. Озаглавить.

    

3 группа. Найдите в рассказе завязку. Прочитайте.

4 группа. Найдите в рассказе кульминацию. Прочитайте.

5 группа. Найдите в рассказе развязку. Прочитайте.

6 группа. Представьте, что у вас в руках волшебная палочка и вы можете изменить окончание этой истории. Придумайте его концовку.

- Хорошо, молодцы!                                  

- Подумайте и скажите: «Мог ли написать этот  рассказ человек с холодным сердцем? (У Л.Н. Толстого было чуткое сердце.) Давайте обратимся к словам на слайде. Как вы понимаете их смысл? (Чуткое сердце – отзывчивое, благородное, трепетное.Холодное сердце – ледяное, спящее.)

- А теперь прикоснемся каждый к своему сердцу. Вы слышите его? Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами!

- Возьмите себе картинку сердечка и напишите, какие чувства у вас возникли во время нашего урока( возможные ответы: доброта, сочувствие, тоска, забота… захотели ли вы совершить какой-то поступок по отношению к животным. (Дети пишут на своих листочках и зачитывают несколько)

- Читая рассказы, мы радуемся и огорчаемся, веселимся и грустим, испытываем чувство страха и чувство восторга, любви и ненависти, страдаем, то плачем от горя, то смеёмся до слез.

-Сегодня мы с вами прочитали замечательный рассказ и испытали те чувства, которые вы написали на сердечках.

Какая пословица подходит к этому рассказу?  Объясните, почему?

  • Храброму смерть не страшна.
  • Легко подружиться, тяжело разлучиться.
  • Один за всех и все за одного.

- Спасибо! Молодцы! Вы все хорошо поработали.(Слайд 11)

IX. Домашняя работа. 

1. Составьте небольшой диалог между львом и собачкой.

2.Перескажите рассказ «Лев и собачка» от лица Льва.

Оценивание учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Уроки учителей | Добавил: Administrator
Просмотров: 3571 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2025
Создать бесплатный сайт с uCoz