Открытый урок по литературному чтению в 3 классе на тему "Л.Н. Толстой «Лев и собачка». Подробный пересказ"
19.01.2016, 20:31
Урок литературного чтения в 3 классе
Тема: Л.Н. Толстой «Лев и собачка». Подробный пересказ.
Цель: ознакомить учащихся с произведением Л.Н.Толстого “Лев и собачка”; способствовать пониманию учащихся текста литературного произведения; развивать навыки словесного рисования, коммуникативные и речевые умения: умение высказать свою точку зрения, посочувствовать или порадоваться за героя; развивать творческое воображение, внимание, речь учащихся; воспитывать любовь и доброжелательное отношение к животным.
Задачи урока:
образовательные:
продолжить работу над анализом художественных произведений,отрабатывать навыки выразительного чтения, умения определять главную мысль произведения, учить понимать чужую боль, расширить представления о жизни животных;
развивающие: развивать познавательный интерес, сознательное восприятие учебного материала, речь и логическое мышление, память, фантазию учащихся, умение работать в группе, в паре;
воспитательные: воспитывать доброе отношение к животным, чувство коллективизма, ответственность, интерес к чтению, любознательность, целеустремленность.
Формируемые УУД:
регулятивные - умение высказывать свое мнение, предположение, составлять и работать по плану, оценивать деятельность свою и товарища;
познавательные – работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы;
коммуникативные – умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
Оборудование:
Ноутбук, проектор.
Аудиозапись были «Лев и собачка».
Портрет Л.Н. Толстого.
Книги Л.Н. Толстого – для выставки.
Раздаточный материал со скороговорками и заданиями для групповой работы.
Презентация по материалу урока.
Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальная.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Прозвенел звонок на наш открытый урок.
Доброе утро, дети! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь с ними.
Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.
Ребята, постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.
- Чтобы наш урок прошел успешно, начать его я бы хотела со слов великого французского философа, писателя и композитора Ж.Ж. Руссо (Слайд 1).
«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как хорошо умеете работать, если будете постоянно перед собой ставить новые цели и стремиться к их достижению!»
- Подумайте и скажите, как вы понимаете данные строки?
II.Речевая разминка.
- Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство. Чтобы его освоить, нужно работать над своей речью. Для этого на уроках чтения мы с вами проводим…? (речевую разминку)
- У каждого из вас на парте карточка со скороговоркой. Я даю вам несколько минут ознакомиться с ней, а затем мы проведем небольшой конкурс на лучшего чтеца. (Учитель называет номер первого чтеца, после прочтения ребенок говорит номер следующего)
- Продолжим нашу речевую разминку. Обратите внимание на экран
– Прочитайте данные строки с чувством радости и восхищения.
- Прочитайте по-японски.
III. Проверка домашнего задания
- Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Л.Н. Толстого, потому я вновь говорю: «Здравствуй, замечательный русский писатель, Л.Н. Толстой!» (Слайд 3). Мы уже многое знаем об этом писателе. Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза – зеркало души. Какие они? (Добрые, внимательные, мудрые). Как он относился к людям? ( С пониманием, сопереживал, приходил на помощь. Очень любил детей).
(Учитель добавляет)
- Лев Николаевич был простым человеком. Он жил скромно, старался обслуживать себя сам. Сам кроил и шил себе одежду. Ходил он в туфлях на босу ногу. Легко плакал, редко смеялся (зато до слез). Был артистичен, но, в то же время был застенчивым и скромным человеком с добрым и открытым сердцем. Поэтомунашим помощником сегодня на уроке будет эпиграф «Чуткому сердцу откроются тайны».
- Что помогают понять эти слова? (Только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться)
- Произведения Л.Толстого вы читали? Обратите внимание на выставку книг. Некоторые вам уже известны, а некоторые ещё не знакомы. Я рекомендую прочитать эти книги.
Давайте вспомним, какие его произведения вы уже знаете (называют)
-А насколько хорошо вы их помните, вы сможете показать, выполнив следующее задание: вам предстоит узнать произведение, из которого взяты строки.
- Работать будете в группах. (Детям раздаются карточки с разными текстами, дети обсуждают прочитанное, дают ответ).
-Хорошо. Молодцы.
IV. Введение в тему. Актуализация знаний.
- А сейчас отгадайте загадки и вы узнаете, о ком мы сегодня будем читать на уроке. (Слайд 4).
С царской гривой, с гордой походкой
Осмотрит свои он владения зорко.
Даже не думай встать на пути,
С царской особой ты не шути. (Лев)
Лежит – молчит,
Подойдешь – заворчит.
Кто к хозяину идет,
Она знать дает. (Собака)
- К какой группе животных можно отнести льва? (Дикие, хищники)(Слайд 5)
- Почему? (Сильный, питается другими животными, есть острые зубы, клыки.)
- Очень часто его называют… («царём зверей»)
- Почему? (Грозный, благородный, большая грива)
Дополнит ваши высказывания о льве …(Сообщение учащегося)
-Теперь поговорим о собаке?
- К какой группе животных относятся собаки?(Собака – домашнее животное)(Слайд 6)
- Дополнит ваши высказывания о собаке… (Сообщение учащегося)
Учитель добавляет.
В последнее время на улицах городов и сел бродят бездомные собаки. Бездомная собака – это брошенный друг, которого довели до отчаяния. Мы должны жалеть наших младших бессловесныхбратьев, проявлять чуткость к ним, защищать в нужный момент. Помните,
добро начинается с любви к живому.
- Мы с вами поговорили о хищном и домашнем животных. Как вы думаете, могут ли 2 абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? (ответы детей: да – нет)
- Об этом мы узнаем в ходе работы над произведением. Прочитайте его название на доске.
- Прочитайте слово под заголовком. (Быль) Что оно означает?
(Слайд 7)Быль –
1. То, что было в прошлом.
2. Рассказ о действительном происшествии.
V. Работа над содержанием произведения Л.Н. Толстого «Лев и собачка».
а) Первичное восприятие текста.
Сейчас я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно, в далеком городе Лондоне, столице Англии.
Л.Н.Толстой не был в стране Англии, никогда не был в городе Лондоне. Возможно, эту истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. И услышав ее Лев Николаевич не остался к ней равнодушен и написал об этом рассказ – «Лев и собачка».
Сядьте по - удобнее, и внимательно послушайте эту историю. А затем ответите мне на вопрос: «О чем этот рассказ?»
Включается аудизапись были «Лев и собачка».
-Понравился рассказ?
Вы очень внимательно слушали эту историю. Так ответьте мне на вопрос: О чем эта быль?
(О любви и привязанности животных друг к другу)
- Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.)
- Назовите главных героев были. (Лев и собачка).
- Какой эпизод показался вам самым напряженным?
- Было ли вам кого-нибудь жалко?
б) Словарная работа.
Перед прочтением текста поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.
Значениекаких слов вам было непонятным?
Обратите внимание, эти трудные для вашего понимания слова расположены на слайде8в следующем порядке.
Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.
Барин – богатый человек, который имеет прислугу.
Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.
Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.
Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.
Издохла – умерла.
Засовы – большие дверные задвижки.
VI. Физкультминутка
- Молодцы! Хорошо поработали, а теперь пришло время отдохнуть.
VII. Закрепление и осмысление знаний.
1. Перечитывание текста.
- Дети, откройте учебник на с. 160
- Вчитаемся внимательно в текст, а потом поделимся своими впечатлениями.
Чтение детьми были « цепочкой» (по абзацу).
Гимнастика для глаз.
2. Беседа по содержанию в целом. Анализ произведения.
- Сейчас мы будем работать по содержанию произведения и по ходу работы составим план на доске.
- Где происходило событие, описанное в тексте?
- Как так получилось, что собачка оказалась в клетке у льва?
- Что испытывала маленькая героиня, оказавшись у грозного льва?
- Итак первый пункт плана «Собачка попадает в клетку со львом» (На доске)
- Как вы думаете, почему лев не тронул собачку? Ведь до неё он съедал множество собак. (Понравилась собачка с первого взгляда, пришлась по сердцу, по душе, полюбилась.Собачка была забавной)
- Как знакомство льва и собаки переросло у них в чувство дружбы и привязанности друг к другу? Подтвердите это словами из текста. Выборочное чтение.
- В чем проявилась забота льва по отношению к собачке? (Оставлял ей еду. Спал рядом с собачкой. Никого не подпускал к собачке. Иногда играл с ней. Лев заботился как старший друг, был очень нежный и ласковый, защищал её и её отдавал никому)
- Итак, ребята,кемстали лев и собачка? (Друзьями) И вторым пунктом нашего плана будет следующее «Лев и собачка подружились» ( На доске)
- Когда они так счастливо жили, что же произошло? (Собачка умерла)На доске «Собачка умерла
- Как вел себя лев после смерти собачки? Подтвердите словами из текста. Выборочное чтение.На доске «Лев грустит по умершей собачке»
- Какими словами писатель передал сначала недоумение льва, а потом нарастание его горя? Подтвердите словами из текста. Выборочное чтение.
- В чем выразилась любовь и преданность льва после смерти друга? (ответы детей.Был преданным другом и тяжело переживал смерть собачки)На доске «Лев остался верен собачке»
- Согласитесь ли вы с мнением, что лев в произведении очеловечен? (Да, чувство любви присуще не только человеку, но и животному. Любит как человек, кормит потомство как человек. У животных такие же чувства как у людей. Любовь и преданность своему другу у льва, а затем ярость и отчаяние, горе и страдание об умершем друге.)
- От чего умер лев? (Лев умер от тоски.Он не хотел оставаться один, так как потерял друга)На доске «Лев умер».
3. Самостоятельная работа. (Слайд 9)
- Пришло время закрепить полученные знания и поработать самостоятельно. Выполнять задания будете в группах.
1-2 группа: Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится? Как ведут себя животные? Рассказать. Озаглавить.
3 группа. Найдите в рассказе завязку. Прочитайте.
4 группа. Найдите в рассказе кульминацию. Прочитайте.
5 группа. Найдите в рассказе развязку. Прочитайте.
6 группа. Представьте, что у вас в руках волшебная палочка и вы можете изменить окончание этой истории. Придумайте его концовку.
- Хорошо, молодцы!
- Подумайте и скажите: «Мог ли написать этот рассказ человек с холодным сердцем? (У Л.Н. Толстого было чуткое сердце.) Давайте обратимся к словам на слайде. Как вы понимаете их смысл? (Чуткое сердце – отзывчивое, благородное, трепетное.Холодное сердце – ледяное, спящее.)
- А теперь прикоснемся каждый к своему сердцу. Вы слышите его? Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами!
- Возьмите себе картинку сердечка и напишите, какие чувства у вас возникли во время нашего урока( возможные ответы: доброта, сочувствие, тоска, забота… захотели ли вы совершить какой-то поступок по отношению к животным. (Дети пишут на своих листочках и зачитывают несколько)
- Читая рассказы, мы радуемся и огорчаемся, веселимся и грустим, испытываем чувство страха и чувство восторга, любви и ненависти, страдаем, то плачем от горя, то смеёмся до слез.
-Сегодня мы с вами прочитали замечательный рассказ и испытали те чувства, которые вы написали на сердечках.
Какая пословица подходит к этому рассказу? Объясните, почему?
Храброму смерть не страшна.
Легко подружиться, тяжело разлучиться.
Один за всех и все за одного.
- Спасибо! Молодцы! Вы все хорошо поработали.(Слайд 11)
IX. Домашняя работа.
1. Составьте небольшой диалог между львом и собачкой.
2.Перескажите рассказ «Лев и собачка» от лица Льва.