Понедельник, 03.02.2025, 04:49
Приветствую Вас Гость | RSS

ГОУ ЛНР "Ровеньковская гимназия имени писателя Н.Трублаини"

Меню сайта

Методическая копилка

Главная » Файлы » Уроки учителей

Открытый урок по чтению 3 класс. Из биографии М.Ю.Лермонтова. М.Ю.Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком..»
19.11.2015, 18:38
    
 
   Урок литературного  чтения в 3 классе


Тема: Из биографии М.Ю.Лермонтова.  М.Ю.Лермонтов « Горные вершины», « На севере диком..»


Цели урока: ознакомить учащихся с биографией и  творчеством М.Ю.Лермонтова; подготовить детей к выразительному чтению лирического стихотворения; способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения;  развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, развивать мышление, эмоции и чувства детей; прививать любовь к русской поэзии.

Задачи урока:

1.Образовательные: знакомство детей с биографией и творчеством М.Ю. Лермонтова, познакомить детей с его произведениями, продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильностью, беглостью, скоростью, осознанностью и выразительностью; продолжить работу над выработкой хорошей дикции; формировать читательские умения у детей при работе с текстом, активизировать «вдумчивое чтение», т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения; формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.

2. Развивающие: развивать устную речь учащихся; формировать читательскую самостоятельность, развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение  детей; развивать артикуляционный аппарат, дикцию, словарный запас учащихся; расширять кругозор детей; развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, и другие логические операции мышления; развивать фонематический слух.

3. Воспитательные: воспитание интереса к миру русской поэзии и жизни талантливых людей; воспитание усидчивости, взаимоуважения; воспитание умения работать дружно, согласованно с одноклассниками.


Оборудование:

 

  1. Ноутбук, проектор.
  2. Запись В. А. Моцарт «Фантазия ре минор»
  3. Романсы Варламова « Горные вершины»
  4. Иллюстрации картин «На севере диком…» И.Шишкин
  5. Портреты М.Ю. Лермонтова, А.С Пушкин, И. А. Крылова, С. А. Есенина
  6. Раздаточный материал памятка «Паузы» к работе над стихотворением.
  7. Презентация к уроку.
  8. Плакат со словами из стихотворения А.С. Пушкина

 

ХОД УРОКА

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Минута релаксации (Звучит запись  В. А. Моцарт «Фантазия ре минор»).

- Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг -другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы.

  Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Повторяйте за мной.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно – я тебе помогу.

 

 

Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.


2. Начать урок я бы хотела словами русского писателя А. С. Пушкина.
(Чтение стихотворения А.С. Пушкина)

 

« О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух,

И опыт – сын ошибок трудных,

И гений – парадоксов друг».

 
- Как вы думаете, почему эти строки открывают наш урок ?

( Предстоит сделать какие-то открытия, уверен, что мы сегодня узнаем что-то новое)

3.Речевая разминка (скороговорка).   слайд 1

- Для чего мы проводим речевую разминку? (Для того, чтобы четко, правильно, бегло читать)

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.


- Прочитайте медленно про себя.

- О чем скороговорка? (О том, как нужно правильно говорить)

- Какие слова надо выделить? Это должны быть самые важные слова.

( расстановка логических ударений) слайд 2

- Прочитайте медленно вслух, выговаривая каждое слово. (1 ряд)

- Прочитайте в разговорном темпе, выделяя слова. (2 ряд)

- Прочитайте в ускоренном темпе, выделяя слова. (3 ряд)


3. Введение в тему. Актуализация знаний. 

 

а) Определение темы урока

 -Посмотрите на доску. Что вы видите? Назовите фамилии писателей.

- Определите фамилию автора, с произведением которого мы познакомимся на уроке по таким признакам: фамилия начинается с буквы, обозначающая согласный звук и в ней 6 согласных звуков. Прочитайте фамилию поэта. (М.Ю. Лермонтов)  Слайд 3

-Сегодня на уроке мы прикоснемся к творчеству великого русского поэта М.Ю. Лермонтова, встретимся с его замечательными стихами.

– Что бы вы хотели узнать и чему научиться? (Научиться выразительно читать стихотворение, находить в нем красивые слова, узнать, почему Лермонтов написал это стихотворение).

– Для чего нам это нужно? (Нам это нужно, для того, чтобы уметь правильно и красиво говорить самим и чтобы было приятно слушать другим).


б) Знакомство с биографией М.Ю. Лермонтова 
- Ребята, откройте разворот в учебнике с. 140-141.

- Рассмотрим  его биографию. (3 ученика «Творческая группа»)

   

М.Ю. Лермонтов родился 3 октября 1814 года в Москве. Поэт, прозаик, драматургСлайд 4

Сын армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова ( показать портрет) и Марии Михайловны Лермонтовой, урожденной Арсеньевой (показать портрет). Слайд 5

После ранней смерти матери(21 год) ребенка взяла к себе бабушка Елизавета Алексеевна. Она заменила мальчику мать. Елизавета Алексеевна жила с ним в Пензенской губернии, в своем имении Тарханы (показать картинку). Бабушка была женщина умная, твердая и властная. Она перенесла на внука все свои привязанности. Слайд 6

Лермонтов получил столичное домашнее образование. С детства свободно владел французским и немецким языками.

Маленький Лермонтов очень часто болел, и бабушка несколько раз возила его на Кавказ лечиться. Детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в раннем творчестве.

В 1828 году Михаила зачисляют в 4 класс университета благородного пансиона. Это было одно из лучших учебных заведений. В пансионе многие увлекались литературой, даже выпускали рукописный журнал. В нем встречались и стихи М.Ю.Лермонтова. Михаил Юрьевич был очень талантлив. Он не только писал стихи, прозу, пел, сочинял музыку к своим стихам, хорошо играл на скрипке и фортепиано.

Лермонтову было 20 лет, когда он окончил юнкерскую школу и был произведен в корнеты лейб-гвардии гусарского полка. Бабушка заказала художнику Ф.О.Будкину его парадный портрет. С полотна пристально смотрит на нас спокойный, благообразный гвардеец с правильными чертами лица: удлиненный овал, высокий лоб, строгие карие глаза, прямой, правильной формы нос, щегольские усики над пухлым ртом. Слайд 7

М.Ю. Лермонтов был очень талантлив. Он не только писал стихи, прозу, но и был одарен удивительной музыкальностью, пел, сочинял музыку на собственные стихи.

Дуэль и смерть . Первая дуэль произошла зимой 1840 года. Тогда причиной стал резкий выпад, который позволил себе Лермонтов с сыном французского посла. Дуэль состоялась за Черной речкой, недалеко от места гибели Пушкина. Дуэль окончилась примирением. Однако ссора накануне 15 июля 1841 года стала последней, и его сокурсник Мартынов на дуэле выстрелил поэту в грудь, что привело к смерти.

 Лермонтов прожил очень короткую жизнь – только 26 лет, но успел сделать так много, что люди помнят его, знают его стихи, с удовольствием читают его прозу.


в) Беседа после раннего прочтения статьи 142-143 учебника. 
- Что нового узнали о писателе? Какие открытия сделали?

( Мы узнали, что он даже маленьким говорил в рифму, все этому удивлялись. Маленького М.Ю. звали Мишелем. Еще узнали, что когда вся Россия оплакивала гибель великого поэта А.С. Пушкина, в эти же дни Россия открыла стихи другого великого поэта – молодого офицера Лермонтова. Стихи назывались « На смерть поэта»)

4.Физкультминутка. «Солнышко»

     


5.Открытие новых знаний. Стихотворение «Горные вершины» 

Сегодня мы почитаем стихи замечательного русского поэта М.Ю.Лермонтова.

Попробуем сделать маленькие открытия, вчитываясь в его строки, угадать замысел поэта. 
а) Работа над стихотворением «Горные вершины» с. 144

Образцовое чтение стихотворение учителем.

Это произведение - перевод стихотворения немецкого поэта Гете.

-Прочитайте произведение самостоятельно, подумайте, какую интонацию надо выбрать при чтении.

Жужжащее чтение. Беседа.

-Как нужно читать это стихотворение? (медленно, спокойно, не торопясь)

- Какое настроение вызывает это стихотворение?

-Как вы думаете, когда и где, как и почему могла возникнуть идея этого стихотворения у поэта? Слайд 8

(На Кавказе все нравилось Лермонтову: и снеговая цепь высоких гор с величавым Эльбрусом, и бурные горные речки, и темные ночи с яркими звездами, и песни горцев. «Как сладкую песню отчизны моей, люблю я Кавказ»,- писал он)

- Для того чтобы читать стихотворение выразительно, что для этого нужно? (представить картину, замысел автора) Что вы представили?

-Если это стихотворение, то что еще мы должны почувствовать? ( ритм, рифму)

РИФМА- созвучие в окончании двух или нескольких слов.

РИТМ- средство выразительности произведения.

Работа в парах

-Найдите рифмующиеся слова.


б) Прочитайте стихотворение выразительно, как для себя (дети читают) (работа с памятками) Слайд 9

- Какую музыку: печальную, грустную, протяжную, торжественную – вы могли бы подобрать к стихотворению?

- А хотите послушать романс на это стихотворение?


( Прослушивание романса Варламова на стихи «Горные вершины»)

 
-Какие открытия вы сделали, познакомившись со стихотворением «Горные вершины»?

( Стих-е спокойное, настроение грустное, его можно спеть, написан романс)


в) - Рассмотрите иллюстрацию картины И. Шишкина на с.145 слайд 10

- Что вы  на ней видите? ( на картине Шишкина в центре , на переднем плане изображена могучая одинокая сосна на мрачно-тревожном фоне безбрежных далей. Ветки сосны опустились, поникли под тяжестью снежного убранства, она как будто погружена в вечный сон-мечту о другом, светлом и радостном мире. Колорит картины темный, мрачный,  Тень усиливает ощущение одиночества, холода, тоски)

- Как бы вы назвали эту картину? (Одиночество. Одинокая сосна. Ночь. Грусть. И т.п.) 

     Полотно художника находится в Третьяковской галерее.

- Какое название дали бы вы этой картине? ( Одиночество, Одинокая сосна, Ночь, Грусть)

- Послушайте другое стихотворение М.Ю. Лермонтова

Учитель читает стихотворение « На севере диком стоит одиноко…») Слайд 11

- Что представили? Какие образы? Сосна и пальма- Что у этих образов общего?  (ОДИНОКИЕ)

- Совпадают ли по настроению стихотворение и содержание картины И.Шишкина?

( Совпадают. Можно подумать, что картина написана специально к этому стихотворению)

- Какие слова вам были непонятны? (риза, утес). Постараемся объяснить из лексическое значение.

 

Словарная работа Слайд 12
РИЗА – облачение, одежда священника при богослужении 

УТЕС – высокая скала (обратить внимание на изображение утеса)

- Ваши впечатления от прочитанного стихотворения?

- Какое настроение вызывает это стихотворение? Значит, как его надо читать?

- Прочитайте стихотворение «про себя», передавая настроение. Слайд 13

- Прочитайте вслух выразительно, как для себя (дети читают).

- Чувствуется ли присутствие человека в этом стихотворении?

- А какое у него настроение?

- Какие открытия вы сделали, познакомившись с этим стихотворением?

(Стихотворение грустное, сосна одна, ей грустно и скучно, написана картина) 

У поэзии Лермонтова есть одна важная, почти волшебная особенность. Поэт произносит слова, которые живут сразу и одновременно двойной жизнью. Например, мы видим пейзажную зарисовку, и одновременно угадываем в ней рассказ о человеческих отношениях. 

6. Гимнастика для глаз. 

7.Самостоятельная работа. Викторина по биографии и творчеству М.Ю. Лермонтова

  

1.В каком русском городе родился М.Ю.Лермонтов?
1.В Москве                     2.В Санкт-Петербурге           3.В Туле               4.В Пензе

2.Где прошло детство М.Ю.Лермонтова?
1.В Ясной поляне          2.В Абрамцево           3.В Тарханах                 4.В Пенатах

3.Кто занимался воспитанием Михаила Юрьевича?
1.Мама                          2.Отец       3.Бабушка                    4.Родители

4.Какими европейскими языками владел М.Ю.Лермонтов?
1.Английским и испанским         2.Французским и немецким
3.Итальянским и венгерским     4.Болгарским и польским

5.О каком дереве написал поэт в стихотворении "На севере диком стоит одиноко"?
1.Дуб     2.Ель       3.Сосна      4.Клен

6.Что одинокая сосна из стихотворения Лермонтова видела в своих снах?
1.Стройный кипарис         2.Могучий дуб     3.Плакучую иву                  4.Прекрасную пальму

7.Какая картина И.И.Шишкина названа по стихотворению М.Ю.Лермонтова?

1."Лесные дали".              2."Среди долины ровныя"

3."Вид на острове Валааме"     4."На севере диком..."

8.Горный массив, столь любимый Лермонтовым

 и сыгравший в его жизни немаловажную роль, -это:

1.Уральские горы      2.Кавказ     3.Карпаты    4.Альпы

Взаимопроверка работ

8. Итог урока. 
- Какую задачу мы ставили в начале урока? (сделать открытия)

- Удалось ли решить поставленную задачу? Докажите, какие открытия вы сделали?

- Какая тема затронута в стихах М.Ю.Лермонтова? (одиночество и грусть)

- Как вы думаете, все ли стихи у поэта грустные, об одиночестве?


На следующем уроке нам это и предстоит открыть. 


9. Домашнее задание. 


Подготовить выразительное чтение стихотворений с. 144-145.

Категория: Уроки учителей | Добавил: Administrator
Просмотров: 3670 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 2.0/1
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2025
Создать бесплатный сайт с uCoz