ФРАГМЕНТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на тему: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей"
12.02.2016, 10:36
Тема: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей"
Цель урока: создание условий для развития нравственных качеств при работе с художественным текстом.
Задачи урока:
образовательные: продолжить работу над произведением К.Паустовского «Растрёпанный воробей»; обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного; учить детей составлять характеристики героев, находить в тексте отрывки, соответствующие иллюстрации, обучать краткому пересказу; пробуждать и обогащать чувства детей путем освоения художественных явлений – цвета, звука, возможностей слова и живой речи; показать детям, что тема затронутая автором, актуальна в жизни.
развивающие: развивать речь; логическое, образное и ассоциативное мышление учащихся, умение грамотно читать; формировать нравственно-эстетическую отзывчивость в детях; развивать осознанное отношение к окружающему миру и умение выражать его как в словесной, так и в художественной форме; развивать интерес к чтению, учить видеть позицию автора; прогнозировать события, отвечать на вопросы, формировать коммуникативные навыки работы в группах.
воспитывающие: воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях; воспитывать любовь и уважение в семье; воспитывать любовь к природе, к окружающему миру, сострадания к "братьям меньшим"; интерес к чтению.
Планируемые результаты:
Предметные:
-воспринимать на слух текст в исполнении учителя;
-осмысленно правильно читать;
-отвечать на вопросы;
-соотносить пословицу с темой урока;
-давать оценку героям и их поступкам.
Метапредметные:
Познавательные:
-анализаровать, сравнивать характеристика героев и их поступка.
Регулятивные:
-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-учиться высказывать свое предположение.
Коммуникативные:
-оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь других;
-высказывать свою точку зрения на события;
-договариваться с одноклассниками, работая в паре, группах.
Оборудование : портрет К.Г. Паустовского, иллюстрация вороны, воробья, детские рисунки – иллюстрации понравившихся эпизодов сказки, аудиозапись музыки С. Прокофьева к балету «Золушка», карточка для работы в парах и в группах, учебник «Родная речь» Климанова Л.Ф.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Технология: использование элементов технологии критического мышления и элементы Дальтон технологии.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Прозвенел звонок на наш открытый урок.
Доброе утро, дети! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь с ними.
Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.
Были-были-небылицы
Продолжаем изучать.
Будем четко ход событий
В произведениях отмечать.
II.Речевая разминка.
- Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство. Чтобы его освоить, нужно работать над своей речью. Для этого на уроках чтения мы с вами проводим…? (речевую разминку) (Слайд 1)
- У каждого из вас на парте карточка со скороговоркой. Я даю вам несколько минут ознакомиться с ней, а затем мы проведем небольшой конкурс на лучшего чтеца. (Учитель называет номер первого чтеца, после прочтения ребенок говорит номер следующего)
- Продолжим нашу речевую разминку и немного поиграем.
1) Игра «Птичьи рифмы». (Слайд 2)
В забавные рифмы со мной поиграйте,
Я начинаю, а вы продолжайте:
Сегодня дятел без очков,
Не видит дятел… (червячков). (презентация 1)
Тает снег, бегут ручьи,
В гости к нам спешат… (грачи). (презентация 2)
От важности слегка надут,
Гуляет по двору… (индюк). (презентация 3)
На кур он смотрит с высока,
Не замечает … (петуха). (презентация 4)
Слетелись к кормушке разные птички,
Среди них есть и … (синички). (презентация 5)
2) Игра «Произнеси верно» (слайд 3)
Замени первый звук на звук (Р)
кот –рот нога-…
Хобот-… мак-… пыжик -…
Пугать -… танец -… козы-…
Мычать -… высь-… мука -…
3) Работа со скороговоркой
Три вороны спозаранку подрались из-за баранки. (Картинка вороны)
- Послушайте загадку и скажите, о ком в ней говорится:
Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это?
- Воробей. ( слайд 5)
III. Постановка учебной задачи.
- Почему мы читаем о воробье и вороне? - Да, действительно, сегодня на уроке мы продолжим работу над произведение К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей». (слайд 6, 7, 8)
- С творчеством К.Г.Паустовского мы уже знакомы. Как вы знаете,
всю свою жизнь он любил и очень много путешествовал: впечатления от этих поездок и встреч с самыми разнообразными людьми легли в основу многих его произведений.
Сегодня мы постараемся перенестись в мир, созданный писателем, оказаться в той обстановке и среди тех героев, которых он изобразил, мысленно попытаемся стать не только наблюдателями, но и участниками событий. Но сначала ответим на вопрос:
- Быль это или небылица? Обратите внимание, определение данных слов на слайде. (слайд 9)
-Существует ли такой воробей, который может вернуть хрустальную веточку, или он бывает только в небылицах и сказках?
(Воробей Пашка – сказочный персонаж и это позволяет нам утверждать, что это произведение - небылица.)
-Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку будут такие слова
«На добрый привет - благодарный ответ».
- Как вы понимаете это выражение?
4. Проверка домашнего задания.
- Дома вы рисовали рисунок к понравившемуся эпизоду. Давайте сейчас покажем рисунки и расскажите к какому эпизоду вы нарисовали свой рисунок (рисунки оставлять на доске). (Получается картинный план)
1парта – с.12 2 парта – с. 13
3парта – с. 14 4 парта – с. 15
5.Работа по теме урока.
Чтение «Буксир» (с. 12). Начинает читать учитель, дети стараются следить за темпом чтения. В определённый момент учитель начинает читать про себя. Дети продолжают следить за чтением. Затем учитель снова начинает читать вслух. Ребята, которые сумели «поймать» темп чтения, встретятся с учителем на одном слове.
- Кому удалось встретиться со мной на одном слове? Молодцы.
«Бросок - засечка» (с.13-14). Исходное положение – руки на коленях, спина ровная. Следить за текстом ребёнок должен только глазами. При слове «бросок» дети начинают читать про себя. При слове «засечка» - дети поднимают головы, отрывают глаза от текста и некоторое время отдыхают. Затем снова при слове «бросок» ребята начинают читать. Они должны постараться как можно быстрее найти то слово, на котором остановились. И так несколько раз.
- Кто сразу же находил то слово, на котором остановился?
- А кому для этого нужно было начать читать весь текст сначала?
- Кто из героев предстает перед нами первым?
- С кем жила Маша?
Физминутка (проводят сами дети) (слайд 10)
- Молодцы! Хорошо поработали, а теперь пришло время отдохнуть.