Понедельник, 03.02.2025, 05:11
Приветствую Вас Гость | RSS

ГОУ ЛНР "Ровеньковская гимназия имени писателя Н.Трублаини"

Меню сайта

Методическая копилка

Главная » Файлы » Уроки учителей

Урок окружающего мира 1 класс. Как живут растения?
18.01.2017, 09:02

 

 

Предмет:   окружающий мир

Класс:        1

Тема:        Как живут растения? Практическая работа №14 (отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями).

Цель:

- познакомить с жизненным циклом растений, условиями, необходимыми для жизни растений;

- показать основные приемы ухода за комнатными растениями;

- развивать наблюдательность, внимание, навыки по уходу за растениями;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Познавательные УУД: осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, выполнять задания творческого и поискового характера, контролировать и оценивать свою и работу товарищей.

Регулятивные УУД: определять цели учебных заданий, умение их выполнять, обнаруживать и исправлять ошибки у себя и товарищей.

Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать товарища, согласованно выполнять задание, контролировать действия друг друга, выполнять правила работы в паре.

Личностные УУД: осмысленное изучение материала, понимание необходимости получаемых на уроке знаний.

Тип урока: урок-исследование

Оборудование:

  • мультимедиа
  • стаканчики с результатами опытной работы (6 штук)
  • памятки «Как ухаживать за комнатными растениями»
  • комнатное растение, палочка для рыхления почвы, влажная салфетка, лейка (на каждой парте)

Подготовка к уроку:

За неделю до проведения урока класс делиться на 3 группы. Каждая группа закладывает опыт и в течение недели наблюдает за  результатами.

Цель опытов: исследовать, какие условия необходимы для роста растений.

Группа № 1:

В два стакана поместили  семена фасоли. В первом стакане семена оставили сухими, а во второй на дно налили немного воды. Оба стакана закрыли стеклом и поставили в теплое место.

Группа № 2:

В два стакана поместили семена фасоли. Первый стакан до краёв наполнили водой, а во втором семена лишь смочили. 

Группа № 3:

Взяли  два стакана с семенами фасоли. На дно каждого стакана налили немного воды. Стаканы накрыли стёклами. Один стакан поместили в теплое место, а другой – на холод (на подоконник, ближе к стеклу).

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Упражнение «Погода»

а) Синоптик отмечает погоду на доске, а дети в календаре наблюдений за погодой.

б) Поговорим о сезонных изменениях в природе.

СЛАЙД 2

3.Повторение изученного материала. (слайд2)

У.: На прошлом уроке  вы познакомились со свойствами снега и льда. Что вы о них узнали?

Д.: Мы узнали, что снег и лёд – это замёрзшая вода.

У.: Чем похожи снег и лёд?

Д.: В тепле снег и лёд тают, и образуется вода.

      Они легче воды.

 У.: Чем они различаются?

Д.: Снег рыхлый, а лёд – хрупкий.

      Снег белый, а лёд – прозрачный.

      Снег непрозрачный, а лёд – прозрачный.

4.Выход на тему урока.

Ребята, сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие и посетим сказочную страну. В какую именно вы должны догадаться сами.

У.: Кроме этого сегодня в нашем классе открывается научная лаборатория. И вы становитесь учёными – исследователями. Но о теме нашего исследования вы должны догадаться сами. Кто знает игру «Третий лишний»?  Итак, ваша задача в каждом ряду найти лишний предмет

Слайд 3

      1)РОМАШКА, орёл, сова

2)лиса, ШИПОВНИК, белка

3)бабочка, жук, СОСНА

У.: Посмотрите, какие картинки остались? Что в о них можете сказать?

Слайд 4

Д.: Это – растения.

У.: Молодцы! А какие вы ещё знаете растения?

                                   Игра «Назови слово»

Д.:                

У.: Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

Д.:

У.: Чему будем учиться на уроке?

5. Сообщение темы и целей урока.

Тема нашего урока и исследования «Как живут растения»

У.:  И так сегодня мы отправляемся в путешествие в сказочную Страну растений.

Рассмотреть иллюстрации на доске. Растения бывают разные: деревья, кустарники, травянистые растения.

 Наш урок посвятим тому, чтобы ответить на вопрос  «Как живут растения?» Поговорим о том, что необходимо для жизни и роста растений.

6.  Первичное восприятие нового материала.

У.: Послушайте внимательно одну сказочную историю и запомните, как росло растение. 

Слайд 5

“Жил-был на свете король. И был у него прекрасный дворец, усыпанный разноцветными душистыми цветами. Вокруг дворца был сад, в котором каждый год цвели яблоневые, вишнёвые, сливовые деревья.

Король сам сажал, поливал, копал, полол, и каждое новое выросшее растение приносило ему огромную радость.

Но недалеко от тех краёв в тёмном замке поселился злой волшебник. Прослышал он про прекрасный дворец и решил погубить его. Он ненавидел, когда люди радовались.

И вот однажды, когда король любовался своим великолепным садом, налетел ураган. Он рвал и метал, снося всё на своём пути. Король попытался спасти свои хрупкие растения, но ураган не унимался. И, наконец, потеряв последние силы, король упал на землю и заплакал.

А злой волшебник радовался слезам короля.

Когда король очнулся, то увидел вокруг себя голую пустыню. Кругом валялись сломанные деревья, цветы, кустарники – всё погибло. Но одно семечко, подхваченное ураганом, случайно попало в замок к злому волшебнику.                         

Слайд  6

 Найдя себе подходящее место, оно пустило корешок. Прошло ещё немного времени, и на поверхности земли появился росток с двумя листиками. Увидев росток, волшебник хотел погубить его, но что-то заставило его остановиться. Шло время, росточек окреп, на нём появились листики. И вот однажды растение зацвело.

Злой волшебник очень изменился. Он ходил вокруг растения и наблюдал за ним. И вдруг вспомнил про короля. “Какую боль я ему причинил! Ведь в растениях вся его жизнь! – подумал волшебник. – Нельзя не радоваться, когда смотришь, как они растут, борются за свою жизнь”.

Он схватил свою волшебную палочку и сказал: “Пусть вся земля будет усыпана цветами и растениями, пусть из семени растёт корешок, появляются росточек, листики, цветы, плоды. И это должно повторяться бесконечно!”.

И снова у короля и на всей земле зацвели прекрасные сады!”

У.: Как вы думаете, почему в конце сказки злой волшебник изменился?

Д.:

Гостеприимные растения очень рады вашему приходу и предлагают вам принять участие в «Вальсе растений»

Физминутка №1

Услышим название дерева – поднимаем руки вверх и качаем ими.

Услышим название цветка – кружимся на месте.

Услышим название кустарника – приседаем.

( звучит фрагмент музыки Чайковского «Вальс цветов»)

А мы продолжаем нашу работу…….

У.: Как росло единственное выжившее после урагана растение? Что с ним происходило? Найдите на вашем столе конверт с пособием «Развитие растения из семени» и разложите карточки в том порядке, как растёт растение (работа в парах).

У.: Я вам предлагаю увидеть это своими глазами.

Слайд 7

У.: Мы с вами говорили о том, что растение оставляет после себя семена. Как вы думаете, почему у каждого растения много семян?

Д.: Семена едят птицы, они могут замёрзнуть, пропасть, но хоть одно прорастёт.

7. Закрепление и осмысление знаний.

У.: Для того, чтобы растение росло, нужны определённые условия.

Растения предлагают вам об этом узнать, отгадав загадку.

Не умыться, не напиться без …

Листику не распуститься без …

Без …прожить не могут птица. зверь и человек

И поэтому всегда всем везде нужна….                      

Д.: вода

У.: Вспомните опыты, которые мы закладывали с вами на прошлой неделе.

Д.: (группа № 1): «В два стакана поместили семена фасоли. В первом стакане семена оставили сухими, а во второй на дно налили немного воды. Оба стакана закрыли стеклом и поставили в тёплое место. В стакане, где была вода, семена проросли, в стакане без воды семена не изменились»

У.: Итак, что необходимо для жизни растений?

Д.: вода

У.: Чтобы выяснить, какое второе условие, надо отгадать загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но всё же

Без него прожить не можем.            

Д.:  воздух

Группа №2:: В два стакана поместили семена. Первый стакан до краёв наполнили водой, а во втором семена лишь смочили. Во втором стакане семена проросли, а в первом набухли, но не проросли, а погибли. Здесь вода вытеснила воздух, необходимый для дыхания семян.

У.: Какое второе необходимое условие для роста растений?

Д.: Растениям необходим воздух.

У.: Название следующего условия в новом четверостишии:

Выше леса, выше туч

Пробивался ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, луч.

Он всему живому нужен

И в тепло, и в злую стужу.          

Д.: солнце

Группа №3: Взяли два стакана с семенами. На дно каждого стакана налили немного воды. Стаканы накрыли стеклом. Один стакан поместили в тёплое место, а другой – на холод. На холоде семена не проросли.

У.: Итак, какие условия необходимы для жизни и роста растений?

Д.: В земле, где есть вода, воздух и тепло, семена обязательно прорастут.

Слайд 8

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

8. Обобщение и систематизация знаний.

У.: Откройте учебники на с.71.

Давайте вспомним комнатные растения, изображённые на рисунке.

Д.: На рисунке изображены герань, бегония и фикус               

Слайд 9

У.: Зачем поливают комнатные растения?

Д.: Растениям для роста нужна вода, без неё они погибнут.

У.:  Почему комнатные растения ставят близко к окну? 

Д.: Свет необходим для жизни всем растениям, поэтому комнатные растения мы располагаем на подоконниках.

У.: Что делает девочка и почему?  

Д.: Девочка вытирает пыль  с листьев фикуса.

    Пыль, если её не смывать, мешает растению дышать. Поэтому листья надо протирать    или обрызгивать.

У.: Что произошло с растением на правом нижнем рисунке? Почему?

Д.:  Открывая окна, чтобы проветрить квартиру, цветы надо убрать с подоконника. Мы помним, что комнатные растения попали к нам из жарких стран. Холодный воздух может быть для них смертельным. Ребята растение нуждаются в нашей помощи, потому что они нежные и ранимые.

Рассмотреть памятки по уходу за растениями.

Практическая работа по уходу за растениями.

9. Итог  урока.

У.: Итак, что нужно растениям для жизни?

Д.: вода, воздух, свет и тепло.

У.: Назовите этапы жизни растения.

Д.: семечка, росток, листики, цветы, плоды.

У.: Докажите, что растение – живое.

У.: Как нужно ухаживать за комнатными растениями?

Мы побывали в Стране растений, но мы с ней не прощаемся. Растения окружают нас везде, требуют нашей заботы, помощи.  Мы будем за ними ухаживать и оберегать их.

Слайд 10

Литература

1.Интернет-ресурсы.

2.Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»:1 класс: к учебному комплекту А.А. Плешакова «Мир вокруг нас: 1 класс»,Е.М.Тихомирова. - М. Издательство «Экзамен»,2007. – 335.

3.Окружающий мир: занимательные материалы /авт. – сост. Г. Н.  Решетникова,  Н.И. Стрельников. -  Волгоград: Учитель, 2008, - 264 с.:ил.

Приложение.

Памятка

“Правила ухода за комнатными растениями”.

  1. Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром.
  2. Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения.
  3. Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой.
  4. Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.

Самоанализ урока.

     Урок в 1 классе  по программе А.А.Плешакова «Окружающий мир»  по теме «Как живут растения?» пятый в разделе «Как, откуда и куда?». Материал урока опирается на знания учащихся  по темам: «Что общего у разных растений?», «Природа живая и неживая».

Тип урока: урок приобретения новых знаний.

  Форма урока: урок-исследование.

  Используемые методы: наглядный, практический

    Выбранная форма урока помогает учащимся  самим пронаблюдать процесс развития растения и выяснить факторы, влияющие на его рост. При подготовке к уроку проводится групповая работа по наблюдению за прорастанием семян фасоли в различных условиях.

Учитывая возрастные особенности учащихся 1 класса (конкретно: преобладание наглядно-образного мышления) в ходе урока  возможно использование мультимедийного оборудования для демонстрации презентации, созданной  в программе Microsoft PowerPoint – 2003. В данной презентации учащимся предлагаются  задания по этапам урока и видеоролики  «Вальс цветов»  и «Прорастание семени».

 

Категория: Уроки учителей | Добавил: Administrator
Просмотров: 815 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2025
Создать бесплатный сайт с uCoz