Урок русского языка 3 класс. Проверяемая и непроверяемая безударная гласная в корне слова
18.01.2017, 09:29
Тема: Проверяемая и непроверяемая безударная гласная в корне слова
Цели:
образовательные
- закреплять умения «видеть» орфограмму в корне слова с безударной гласной и объяснять её написание;
- уметь пользоваться правилом написания безударных гласных в корне, основываясь на алгоритм;
- повторить ранее изученные орфограммы;
- обогащать словарный запас слов учащихся; прививать умение делать обобщение, выводы, аргументировать свои ответы;
- обучать использованию наиболее точных слов в выражении своих мыслей;
развивающие
- развивать логическое мышление , внимание память, познавательные способности учащихся, развивать орфографическую зоркость, продолжать работу по развитию речи учащихся;
- развивать самоконтроль, взаимопроверку.
Воспитательные
- воспитывать культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу.
- воспитывать интерес к изучаемому предмету.
Задачи
Развивать орфографическую зоркость.
Повторить правила выбора проверяемых гласных и согласных.
Работать над развитием словарного запаса учащихся.
Необходимое оборудование и материалы: учебники, тетради, компьютер, проектор, экран, презентация по теме
Ход урока
1.Организационный момент
Прозвенел звонок для нас.
Мы зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо,
Мы начнем урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.
- Ребята, сегодня наш урок будет необычным. Повернитесь, поприветствуйте друг друга улыбкой, поприветствуйте гостей. Вы способные, умные и, конечно же, мне поможете вести урок. У нас много работы: нужно думать, запоминать. Желаю вам творческих удач! Пусть урок пролетит как одно мгновение, но оставит след в ваших головках.
-Дети, к нам на урок пришла Красавица-Осень. Беда у нее – разорвались и рассыпались ее любимые бусы. Давайте поможем ей собрать бусинки. Чтобы найти бусинку, надо выполнить задание. В каждой бусинке спряталось предложение, и когда мы соберем бусы, у нас получится текст. (слайд 5)
2.Актуализация знаний
Итак, в путь! Первое задание на нашем пути: послушайте загадки, запишите отгадки, выделите корень обозначьте орфограммы.(слайды 6-7)
Вот обувка для ноги
До колен они, из кожи
На чулки чуть- чуть похожи
С каблуками ...
Я пахну летом и пыльцой.
Лечу к цветочкам пулей.
Но я бываю очень злой.
К тому, кто лезет в улей!
Загремел на небе гром,
Сотрясается весь дом
Я зажмурила глаза.
Что на улице?- …..
В нём сучки и нос лопатой,
Со спиною он горбатой.
Нарубил дров полон двор,
Как зовут его?
По снежку зимой бежала,
И следы все заметала.
Рыжий мех, а хвост – краса!
Подскажите, кто?
- Какая орфограмма объединяет эти слова? Как проверить безударную гласную? (слайд 8). В каком слове непроверяемая безударная гласная? Как проверить ее?
- Молодцы, вы справились с первым заданием, в награду первая бусинка. (слайд 9)
В ней спряталось такое задание (все задания в бусинках выполняются устно): К какой части речи относятся слова в этом предложении? Объясните правописание слов с пропущенными буквами.
Поздней ос..нью вып..дает первый сне.. .
Следующее задание: Замените слова-признаки словами, противоположными по значению. Назовите орфограмму в корне слова.(слайд 10)
Ученик решил трудную задачу. Мостик через ручей был широким. По шершавой стене дома полз муравей. На высоком берегу реки росли кусты шиповника.
- Какая орфограмма в этих словах? Как проверить написание парной согласной? (слайд 11)
3. Зарядка для глаз (слайд 12)
Вы справились со всеми заданиями, немного отдохнули и нашли вторую
бусинку.(слайд 13). Вот какое задание спряталось здесь: укажите грамматическую
основу предложения, тип предложения по высказывания.
Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд.
4. Работа по теме урока
4.1. Работа с учебником (упр. 204) (слайд 14)
Расположите предложения так, чтобы получился текст. Озаглавьте его. Найдите в тексте сравнения. Дети работают в парах. Проверка выполненного задания.
-Умнички, задание выполнено – найдена еще одна бусинка. Вот, что в ней спряталось: Выдели корень в именах существительных. Назови слово с чередованием в корне.(слайд 15)
Побелели дорожки и крыши домов.
4.2. Работа в группах.
-Каждая группа сейчас получит задание. Выполнив его, мы найдем очередную бусинку.(слайд 16)
1 группа - Напиши словосочетания по образцу, выдели безударную гласную в корне слова. Образец: свеча из воска - восковая свеча
настойка из трав - ..................................................
опушка леса - ...................................................
лес из сосен - ..................................................
варенье из вишни - .................................................
2 группа - Вставьте пропущенные буквы.
Для тренировки раздали футбольные м..чи. У древних воинов были острые м..чи. Не сп..шите, ребята! Сп..шите упражнение из учебника. Женщины пол..скали белье в речке. Дети пол..скали пушистого котёнка.
- Проверим задание. Молодцы, найдена еще одна бусинка. И вот какое в ней задание. Найти слово, соответствующее схеме ¬ (слайд 17)
Веточки деревьев покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются.
5. Физминутка (слайд 18)
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
- Вы очень хорошо отдохнули и нашли еще одну бусинку. Запишите слова слитно
или раздельно. Объясните.(слайд 19)
В ельнике снег так и за(?)сыпал деревца, что их не(?)узнаешь.
6. Закрепление знаний
-Осталось найти последнюю бусинку. Посмотрите на задание (слайд 20) Распредели слова по группам. Назовите слова с непроверяемой орфограммой.
Безударная гласная Парная согласная
Бежать, смельчак, лёгкий, топор, лёд, берег, резкий, погода.
Проверьте себя. (слайд 21)
- Ну вот и последняя находка.(слайд 22)
- Разобрать по составу слово, в котором звуков больше, чем букв
В предзимние дни не сидится дома.
- Все бусинки на месте. Осень очень благодарна вам за помощь. В награду, она дарит нам последнее предложение к нашему тексту. Давайте прочитаем весь текст.(слайд 23)
Первый снег
Поздней осенью выпадает первый снег. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Веточки деревьев покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В предзимние дни не сидится дома. «Здравствуй, зима!»-радостно говорят люди.