Окружающий мир 1 класс. Тема урока " Как зимой помочь птицам"
18.01.2016, 18:12
Тема:Как зимой помочь птицам?
Оборудование:иллюстрации с изображениями зимующих птиц, образцы кормушек и корма, цветные карандаши, атлас-определитель «От земли до неба», книга А.А. Плешакова «Зеленые страницы», пакеты из-под молока или кефира, ножницы.
Цель:научить различать птиц, зимующих в наших краях, изготавливать кормушки и подбирать корм для птиц.
Задачи урока:познакомить учащихся с зимующими птицами, расширить знания учащихся о зимующих птицах родного края, обогащать речь учащихся, прививать желание заботиться о птицах, познавательный интерес.
УУД:
регулятивные: высказывать свое предположение об оказании помощи птицам на основе работы с иллюстрацией учебника и сюжетными картинками.
познавательные: добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
коммуникативные: донести свою до других, оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложений или небольшого текста).
Ход урока
1. Актуализация знаний
Как живут животные? Что им необходимо для жизни?
2. Мотивация учебной деятельности
- Сегодня мы продолжим разговор о том, как мы можем позаботиться о живых существах. Чтобы узнать, о ком, отгадайте загадку.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это…
- Правильно, речь пойдет о птицах. Какое сейчас время года? Каково птицам зимой? Сегодня мы будем говорить о том, как зимой помочь птицам.
3. Работа по теме урока
- Рассмотрите рисунок кормушки на странице 74. Каких птиц вы видите?
Какие из них живут у нас круглый год? (Воробьи, синицы, поползни).
Какие – прилетают на зиму? (свиристели и снегири).
Осенью многие птицы покидают свои родные места и летят зимовать на юг. Большинство из них хорошо переносит зимнюю стужу, но зимой под снегом и льдом они не могут найти себе пищу, поэтому не холод, а голод заставляет их отправиться в дальнее путешествие.
Не все птицы улетают на зиму в теплые края. В родных местах остаются те, которые могут и зимой находить себе пропитание. Такие птицы называются зимующими.
4. Отчет творческих групп
Снегирь – красногрудый красавец. Обитатель парков, лесов, садов. Яркая окраска делает его более приметным зимой. Питается он семенами, насекомыми. Из ягод рябины и калины выедает только семена, оставляя мякоть.
Синица – санитарка леса, которая помогает деревьям избавиться от насекомых вредителей. Зимой охотно кушает семечки подсолнуха, мясные и молочные продукты, а также кусочки сала.
Поползень – маленький лесной обитатель, который в поисках своей основной пищи – насекомых, карабкается туда и обратно по стволам деревьев, в том числе вниз головой. Любит орешки и желуди, из которых извлекает сердцевину. Делает из семян запасы, пряча их в коры деревьев и прикрывает сверху кусочками мха.
Дрозд-рябинник – петь не умеет. Издает набор немузыкальных трещащих, скрипящих звуков. Кормится на земле, реже – на деревьях. Очень любит ягоды – настоящая гроза дачников.
Дятел – санитар леса. Ведет оседлый образ жизни. Перелеты совершает на незначительные расстояния, причем летает неохотно. Клюв у дятла крепкий и тонкий. Он служит для того, чтобы долбить древесину в поисках пищи. В рацион питания входят насекомые, муравьи, ягоды, а в зимнее время – семена растений.
5. Физкультминутка
6. Синоптики сообщают
Вдруг запел снегирь, а сорока спряталась под крышу домов – ждите вьюгу.
Вороны перед метелью сильно каркают, стаями в снегу купаются.
Если высоко в небе увидишь тихую стаю ворон – готовься к снегопаду.
Дружно опустились на землю вороны – ждите оттепель.
7. Практическая работа
- Мы познакомились с несколькими птицами, внимательно рассмотрели их. Проверим, насколько вы были внимательны. Соедините линиями рисунки птиц с их названиями.
Ученики работают в тетради.
- Сможете ли вы узнать птиц по их контуру? Раскрасьте птиц, изображенных в задании 2. Если вы видели каких-то птиц возле своего дома, то закрасьте кружок рядом с их изображением.
Дети выполняют задание.
8. Поговорим о кормушках
- Чтобы угадать, о чем мы будем говорить дальше, отгадайте загадку.
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.
(кормушка)
- Для чего они нужны?
- Рассмотрите изображение кормушек на странице 74. Из чего они сделаны? Какие – менее удачно? Почему?
9. Физкультминутка
10. Советы умелых мастеров
1. Кормушка должна быть с крышей, чтобы еду не накрывало снегом.
2. У кормушки должны быть бортики, чтобы птице было на что сесть или зацепиться лапками.
11. Советы диетологов
Я составила меню для птичьей столовой. Что бы птицы заказали себе на обед?
Сало любят синички. Только сало не должно быть соленым.
Подсолнечник – особенно мелкий, но не жареный, - лучший корм для снегирей, синиц, поползней и воробьев. Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить.
Кедровые орешки – лакомство для поползней и дятлов.
Ягоды рябины, бузины, черемухи – любят снегири и свиристели.
Хлебные крошки – порадуют всех птиц.
Арбузные и дынные семечки – любят синицы, поползни и дятлы.
12. Итог урока
- Вспомните, о каких птицах шла речь на уроке? Как мы можем помочь пережить птицам зиму? Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?
Вместе со взрослыми развесьте кормушки и положите в них корм.
- Послушайте стихотворение, которое подведет итог нашему разговору.