Понедельник, 03.02.2025, 05:01
Приветствую Вас Гость | RSS

ГОУ ЛНР "Ровеньковская гимназия имени писателя Н.Трублаини"

Меню сайта

Методическая копилка

Главная » Файлы » Уроки учителей

Урок по русскому языку Повторение изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия»
09.03.2019, 10:53

ТЕМА. Повторение изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия»

 

Цель урока :

          повторить, обобщить, систематизировать изученное в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия»;

             совершенствовать умение сопоставлять фонетическую и орфографическую записи слов;

             выявить пробелы в знаниях с целью предупреждения ошибок;

              развивать языковое чутьё и орфографическую зоркость;

 развивать у учащихся умение и навыки самостоятельной работы;

              прививать любовь к родному языку;

 развивать у учеников чувство прекрасного.

 

  1.   Оргмомент. Объяснение целей и задач урока.

Ребята! Сегодня на уроке мы должны с вами повторить, обобщить и систематизировать изученное в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия».

Сегодняшний урок и обычный, и особенный одновременно. Обычный, потому что мы будем говорить о хорошо знакомых вещах, но и особенно – речь пойдет о красоте русской речи. Именно поэтому я хочу начать урок со стихотворения А.А. Фета, великого поэта России, замечательного мастера языка. Каждая фраза, каждое слово в его стихах – это картина и удивительная мелодия, которую нужно суметь услышать и понять.

 

ОСЕННЯЯ РОЗА

 

Осыпал лес свои вершины,

Сад обнажил своё чело,

Дохнул сентябрь, георгины

Дыханьем ночи обожгло.

 

Но в дуновении мороза

Между погибшими одна,

Лишь ты одна царица-роза,

Благоуханна и пышна.

 

Назло жестоким испытаньям

И злобе гаснущего дня

Ты очертаньем и дыханьем

Весною веешь на меня.

 

 –  Понравилось ли вам стихотворение Фета?

 –  Сумели ли вы услышать мелодию, звучащую в нем?   

 –  Расскажите, что представилось вам, когда вы слушали  стихотворение.

–  Что вы можете сказать о языке стихотворения?

    (Язык прозрачный, легкий, мелодичный, светлый, благозвучный...)

–  Все это верно и относится, конечно, не только к стихотворению Фета, но к самому русскому языку. А вот Константин Паустовский, тоже мастер и знаток языка, назвал его алмазным, драгоценным чистым и точным.

– Возьмем в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку слова

Н.В. Гоголя:

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название  ещё драгоценнее самой вещи.

– Мы с вами давно ведем беседу, и пришло время вспомнить какие разделы языка занимаются изучением звучащей речи и её передачи на письме. Восполним этот пробел.

  1. Фронтальный опрос

 а) Продолжите

Фонетика изучает………………………………………звуки речи

Графика изучает…………………….…начертания букв, их виды

Каллиграфия учит…….…соблюдать принятые начертания букв

Орфоэпия – раздел науки о языке, в котором содержатся……….

правила произношения звуков и ударения в словах.

 

б) Назовите отличия в образовании гласных и согласных звуков; звонких и глухих согласных.

     В чем особенность сонорных звуков?

     Сколько букв в русском алфавите?

     Сколько гласных букв, звуков? 

     В чем заключается двойная роль букв е,ё,ю,я?

     Назовите сочетания согласных букв, где ь знак не когда не пишется.

     Назовите пары по глухости – звонкости, твердости – мягкости.

  1. Составление фонетической записи (транскрипции) слов

Беда [ б`и д а], труд[т р у т], вьюн[в` j` у н], просьба[п р о з` б а], устный[у с н ы j`], жир [ж ы р ], юг [j` у к].

 

  1. Восстановите буквенный облик слов по их фонетической записи

[в`и с н а],[м`о т],[ц ы р к],[ж ы з`н`],[г а р а],[р`э т к`и j], [л`и х к о]

Весна, мёд, цирк, жизнь, гора, редкий, легко.

 

  1. Творческий диктант. 

Запишите отгадки. Какие правила правописания вам встретились?

Летит птица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. ( Туча.)

На носу сидим, на мир глядим, за уши держимся.(Очки.)

Через поле и лесок подаётся голосок; он бежит по проводам, – скажешь здесь, а слышно там.(Телефон.)

Бегут по дорожке доски да ножки. (Лыжи.)

Я по воздуху летаю, с облаков людей спускаю.(Парашют.)

На большой цветной ковер села эскадрилья, то раскроет, то закроет расписные крылья.(Бабочки.)

  

 

 

6. Фонетический разбор слов – отгадок из предыдущего задания. 

Туча, ту – ча, 2 слога, 2 согл., 2гл.

т- [т ]- согласный, глухой, парный, твердый, парный
у- [у ]- гласный, ударный

ч- [ч`]- согласный, глухой, непарный, мягкий, непарный

а- [а ]- гласный, безударный

________________

     4б. 4зв.

 

Лыжи, лы – жи, 2 слога, 2 согл., 2гл.

л-[л ]- согласный, звонкий, непарный, твердый, парный

ы-[ы]- гласный, ударный

ж-[ж]- согласный, звонкий, парный, твердый, непарный

и- [ы]- гласный, безударный

      _____________

      4б. 4зв.

  1. Запишите слова, расставьте в них ударение.

Звонит, инструмент, документ, квартал, баловать, диспансер, километр, диалог, библиотека, красивей.  

  1. Грамматический турнир.

Записать слова в 3 столбика, обосновывая выбор орфограммы

 

Ъ                                          Ь                                           Без Ь и Ъ

 

Пол_ю, раз_езд, с_экономить, с_ыграть, обез_яна, под_ём, печен_е, раз_яренный, трех_этажный, об_учить, необ_ятный, лист_я.

9. Проверка домашнего задания.

Слово учителя:

 - А теперь вернемся к разговору о поэтичности и звучности русского языка. Очень точно сказал об этом К.Паустовский в своей повести «Золотая роза»: «Большинство таких поэтических слов связано с нашей природой. Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков…полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и  названий.» Картины, на которых изображены различные вещи, фрукты, овощи, цветы, называются натюрмортами. Для их описания берутся яркие детали, используются эпитеты, сравнения. И сейчас мы заслушаем ваши сочинения, которые вы писали дома, оценивая легкость, прозрачность и красоту вашей прозы.

 

Ученики читают свои работы.

10. Подведение итогов. Учащиеся делают выводы, оценивают свою работу на уроке.

11. Выставление оценок за урок.

12. Домашнее задание: подготовиться к контрольному диктанту.

Категория: Уроки учителей | Добавил: Administrator
Просмотров: 524 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2025
Создать бесплатный сайт с uCoz