Атмосферное давление
Цель:
Образовательная: обеспечить в ходе урока усвоение понятия «атмосферное давление», его изменение с высотой и причины этого изменения; решать задачи на изменение АД с высотой.
Развивающая: развивать умение анализировать, выделять главное, сравнивать; обобщать информацию, формулировать выводы; определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.
Воспитательная: формировать интерес к предмету; позитивное отношение к окружающей среде; осознание необходимости ее рационального использования и охраны.
Оборудование: барометр-анероид, стакан с водой, лист бумаги, географическая карта полушарий.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I. Организационный момент
II. Учет знаний
- Что такое атмосфера?
- Из чего состоит атмосфера?
- Каково строение атмосферы?
- Какое значение имеет атмосфера для жизни на Земле?
5. Почему атмосферу можно назвать теплой “рубашкой” Земли? (Защищает от резких перепадов температур).
6. Почему “броней”? (Защищает от метеоритов).
7. А “защитным экраном”? (Озоновый слой защищает от вредных космических излучений).
8. Почему трудно определить границы атмосферы? Каковы они? (Воздух проникает всюду: и в почву, и в воду и его молекулы находят очень высоко над землей, поэтому границы определяют приблизительно до 2-3 тысяч км над земной поверхностью).
III. Актуализация знаний
Как может изменяться воздух? Что с ним может происходить? (Нагреваться, охлаждаться, сжиматься, расширяться).
Почему вершины высоких гор покрыты снегами и льдами?
Как нагревается воздух над сушей и морем?
Какие свойства характерны для теплого и холодного воздуха
IV. Мотивация учебной деятельности
Скажите, воздух имеет вес?
Ученики выдвигают свои версии.
Оказывается, воздух имеет вес. Проделаем опыт: положите линейку на край стола, так чтобы один край свешивался, а теперь несильно ударьте по этому краю пальцем. Проследите, как далеко улетела линейка.
Усложним опыт: прикройте ту часть линейки, что лежит на столе листом бумаги и повторите удар по свободному концу линейки. Что произошло? Постарайтесь самостоятельно объяснить эксперимент.
Что тяжелее: один кг железа или один кг воздуха?
Опыт №1. Нальем в стакан воды, накроем его листом бумаги и быстро перевернем на ладонь. Уберем руку - вода из стакана не выливается. Это атмосферное давление давит на лист, придавливает его к краям стакана и не дает воде выливаться.
V. Изучение нового материала
Ребята! Давайте посмотрим прогноз погоды в Ровеньках на сегодня.
- С какими элементами погоды мы уже знакомы?
- Какая t воздуха указана в прогнозе?
- Как будет меняться t воздуха в течение дня? Почему?
- Какой следующий элемент погоды мы видим в прогнозе? (атмосферное давление)
- Какова же будет тема нашего урока? (Атмосферное давление)
Учащиеся формулируют цели урока (цели фиксируются на доске):
- Узнать, что такое АД;
- Почему АД измеряется в мм рт.ст.?;
- Зачем в прогнозах погоды указывают АД?;
- Что влияет на изменение АД?;
Сегодня на уроке мы будем удивляться.
Опыт №1. «Вода в перевернутом стакане»
Опыт №2. «Яйцо в бутылке»
Опыт №3. «Наказанное любопытство»
- Как вы думаете, что за сила удерживает бумагу, проталкивает яйцо в бутылку, удерживает воду в банке?
Как измерить давление атмосферы, впервые догадался итальянский ученый Э.Торричелли. Предложенный им опыт был осуществлен в 1643г.
Просмотр видеофрагмента об эксперименте Э.Торричелли.
Учитель просит учащихся объяснить результат опыта.
Учащиеся высказывают предположения.
Результаты этого опыта Торричелли объяснил следующим образом. «До сих пор, - писал он,- существовало, будто сила, не позволяющая ртути, вопреки ее природному свойству, падать вниз, находится внутри верхней части трубки, т.е. заключается либо в пустоте, либо в веществе предельно разреженном. Однако я утверждаю, что это сила – внешняя – и что сила берется извне. На поверхность жидкости, находящейся в чаше действуют своей тяжестью 50 миль воздуха. Что же удивительного, если ртуть… поднимается настолько, чтобы уравновесить тяжесть наружного воздуха».
Попробуйте сформулировать определение «атмосферное давление».
Итак, АД равно давлению столба в трубке.
Найдите в учебнике и прочитайте о зависимости АД от температуры и высоты над уровнем моря.
- Почему АД измеряется в миллиметрах ртутного столба?
- Чему равно АД на уровне моря?
- Кто впервые доказал, что АД меняется с высотой?
- Сформулируйте закономерность изменения АД с высотой.
Для этого вставьте пропущенные слова: «Чем выше точка земной поверхности над уровнем моря, тем … АД в этой точке, чем ниже точка земной поверхности над уровнем моря, тем … АД в этой точке».
- Как изменяется масса воздуха с изменением температуры и что происходит с давлением? (на каждые 10,5м давление уменьшается на 1 мм).
- Сформулируйте закономерность изменения давления с изменением температуры.
Для этого вставьте пропущенные слова: «Чем температура выше, тем масса воздуха …, соответственно давление будет …».
- Подумайте, об уровне какого моря идет речь в определении нормального атмосферного давления?
Сообщение учителя о Кроншта́дтском футшто́ке.
Знакомство с устройством барометров и их видами
- Ртутный барометр (работа по рис.92 учебника, с.135)
- Барометр-анероид (демонстрация прибора, знакомство с принципом работы).
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ГРУППАХ (в течение 5-6 минут): изучение и выполнение заданий, ответы на вопросы и решение географических задач, описанных в полученных карточках.
Необходимые выводы, к которым должны прийти учащихся в процессе самостоятельной работы в группах:
Первая группа метеорологов (карточка № 1) проводит опыт с картонкой и газетой. В ходе работы участники группы должны сделать следующий вывод: атмосферное давление – это сила, с которой воздух давит на окружающие предметы. Учащимися делается запись в тетради.
Вторая группа метеорологов (карточка №2) должна приготовить рассказ об изобретателе прибора барометра для измерения давления Эванджелисте Торричелли примерно следующего содержания: “Ртутный барометр был изобретён в 1643 году учеником Галилео Галилея Эванджелистом Торричелли. Он наполнил запаянную сверху стеклянную трубку и погрузил её открытый конец в сосуд с ртутью. Сначала какое-то количество ртути вылилось, но потом высота столбика почти не менялась. В ходе своих опытов Торричелли сделал следующие выводы: масса (давление) атмосферного воздуха давит на открытую поверхность ртути в сосуде и не даёт выливаться ртути из трубки; колебания высоты ртути в трубке зависят от изменения давления”. Показывают рисунок– ртутный барометр, портрет ученого.
Третья группа метеорологов (карточка №3) должна подготовить выступление по теме “нормальное атмосферное давление” следующего содержания: “Нормальным давлением принято считать давление 760 мм ртутного столба. Оно определяется на уровне Балтийского моря. В настоящее время атмосферное давление измеряют прибором барометром – анероидом, в котором не применяют ртуть. Показывают прибор – барометр-анероид, с использованием учебной наглядной таблицы.
Четвёртая группа метеорологов (карточка №4) работает по рисунку, готовит ответ на вопрос, как изменяется давление с высотой. Делает соответствующий вывод: с высотой масса воздуха легче и температура ниже, отсюда и давление понижается.
Дополнительная информация от учителя: На каждые 10,5 м вверх давление понижается на 1 мм рт. ст. В ходе работы над географическими задачами, учащиеся должны дать следующие ответы: “С высотой давление понижается”, “Выше расположен поселок А, в котором атмосферное давление равно 748 мм”.
Пятая группа метеорологов (карточка №5) по таблице показывает и сравнивает, как изменяется атмосферное давление в связи с изменениями температуры воздуха. По таблице делают вывод: если повышается температура воздуха, то атмосферное давление понижается. (Вывод записывают в тетради).
ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ГРУПП (в течение 5-ти минут). Представители от групп делают сообщение по своим вопросам. В процессе выступления все учащийся записывают в тетрадь выводы, полученные каждой исследовательской группой, учитель обобщает выводы, при необходимости корректирует правильность сообщений, дополняет.
Задачи на определение АД.
Задача 1. Самой высокой горой в России, а, по мнению большинства учёных, и в Европе, является Эльбрус. Высота его составляет 5642 м. Находится Эльбрус на Кавказе. Местные жители называют эту гору «Минги Тау», или «Бесконечная гора мудрости и сознания». Считается, что когда-то Эльбрус был вулканом, но несколько тысяч лет назад он потух, а затем, покрылся ледниками. Если давление у подножья горы составляет 750 мм рт.ст., то каково давление на уровне г. Эльбрус?
Учащиеся составляют алгоритм решения задач на определение давления.
Решение задачи под руководством учителя.
Задача 2. Какое будет давление на высоте 2 км, если у поверхности Земли оно равнялось 750 мм рт. ст.?
Задача 3. Шахта глубиной 200 м. На поверхности атмосферное давление 752 мм рт.ст. Каково атмосферное давление на дне шахты?
Ответ учащихся: (771,05 мм рт.ст. [200:10,5+752=771,05]).
Задача 4. На дне шахты барометр зафиксировал давление 780 мм рт.ст., а у поверхности Земли — 760 мм рт.ст. Найти глубину шахты.
Ответ учащихся: (210м [(780-760)х10,5=210).
VI. Закрепление нового материала.
Учитель раздает учащимся географические задачи, записанные на индивидуальных карточках. Учащиеся зачитывают задачу вслух.
- Вы отдыхаете в лагере, который расположен в лесу. Вы идете через луг на речку. Где атмосферное давление выше: над лугом (Нд) или лесом (Вд)?
- Жаркий летний день, вы загораете на берегу реки. Измерим атмосферное давление над сушей (Нд) и рекой (Вд). Будет ли оно одинаково? Почему?
- Атмосферное давление и здоровье человека. Влияет ли атмосферное давление на здоровье человека? Приведите примеры из ваших собственных наблюдений.
- Тест- опрос
1. Как меняется атмосферное давление при подъеме в горы?
А) остается неизменным;
Б) увеличивается;
В) уменьшается.
2. При каких условиях атмосферное давление считается нормальным?
А) уровень моря, +20°С;
Б) уровень моря, 0°С;
В) высота Москвы, 0°С
3. Как изменится давление, если Вы от берега моря подниметесь на высоту 200 м?
А) увечится на 20 мм рт.ст.;
Б) уменьшится на 20 мм рт.ст.;
В) не изменится.
4. С помощью каких приборов измеряется атмосферное давление?
А) ртутный барометр;
Б) барометр-анероид;
В) термометр;
Г) компас.
5. Что такое атмосферное давление?
А) масса столба воздуха, давящего на земную поверхность;
Б) масса всего воздуха атмосферы;
В) давление, оказываемое воздухом на земную поверхность.
6. Почему человек не чувствует давления атмосферы?
А) человек обладает прочным скелетом;
Б) у человека внешнее давление уравновешивается внутренним;
В) атмосфера давит не на человека, а на поверхность Земли.
Рефлексия.
1.Что же нового мы узнали на уроке? (возвращаемся к целям урока, которые были зафиксированы на доске).
2.Учащиеся отвечают на вопрос: Был ли сегодняшний урок интересным и нужным для тебя?
Продолжите фразы:
Сегодня на уроке я повторил…
Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня на уроке я научился…
Сегодня на уроке мне не удалось…
Учитель обобщает ответы учащихся.
VII. Подведение итога урока, выставление оценок. Домашнее задание:
Выучить § 41
Диф.: составить задачу на определение атмосферного давления; составить пять вопросов к §.
Используемая литература:
- УМК Полярная Звезда «География 5-6 классы» под редакцией А.И. Алексеева; М.: Просвещение, 2016. – 191 с.
- География. Поурочные разработки. С.И. Махов 2009 год.
- География. Поурочные разработки Н.А. Никитина 2013г.
|