Ветер
Цель:
Образовательная: обеспечить усвоение понятия «ветер», причины его образования; сформировать понятие о бризах, муссонах; научить приемам построения «розы ветров».
Развивающая: развивать умения анализировать, сравнивать; решать задачи по теме «Атмосфера».
Воспитательная: формировать интерес к предмету; позитивное отношение к окружающей среде; осознание необходимости ее рационального использования и охраны.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация «Ветер».
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I. Организационный момент
Сегодня на уроке у нас много работы. Но, как говорят: «Чем сложнее задание, тем дороже победа» я желаю вам успеха.
II. Учет знаний
Интеллектуальная разминка
1.Что такое атмосферное давление? Каким прибором его определяют?
2. Почему разные участки Земли имеют разное давление?
3. Как изменяется атмосферное давление при нагревании воздуха? При охлаждении?
5. Как изменяется давление с высотой?
6. Какое атмосферное давление считают нормальным?
7. Как влияет атмосферное давление на здоровье человека?
III.Мотивация учебной деятельности
Ребята, попробуйте отгадать загадку и определить тему урока:
Кто не ведает границ
Он летит быстрее птиц,
Он, то грозен, то мятежен
То, как пух весенний нежен.
Кто свободней всех на свете?
Догадались? Это... (Ветер)
Учитель: Сегодня на уроке речь пойдет о ветре. Мы выясним, что такое ветер, причину образования ветра, выучим различные его виды, узнаем, какое значение он играет в природе и жизни человека.
IV. Актуализация опорных знаний
Что вы уже знает о ветре?
V.Изучение нового материала
Итак, что такое ветер, знает каждый, может, возможно, даже кто-то задумывался о том, как он образуется? Но для начала мы должны вспомнить:
- От чего нагревается воздух?
- Равномерно ли нагревается воздух на земле?
- Какой воздух легче: теплый или холодный?
Учитель: Получается, что разные участки земной поверхности нагреваются по-разному. Суша нагревается быстрее, а водная поверхность медленнее. Воздух, нагревшийся над землей, поднимается вверх и давление над сушей падает. Над водной поверхностью атмосферное давление высокое. Воздух перетекает из области с высоким давлением в область с низким атмосферным давлением. Так образуется ветер.
Учитель: Что такое ветер? Скажите, что является главной причиной образования ветра? (Запишите определение в тетрадь.)
Учитель: Ветер – это горизонтальное перемещение воздуха из области повышенного атмосферного давления в область пониженного атмосферного давления.
На берегах крупных рек и морей ветер меняет своё направление несколько раз в сутки. Давайте посмотрим, как это происходит.
Учитель: Мы с вами рассмотрели образование дневного бриза. А как образуется ночной бриз?
(Ученики: объясняют образование ночного бриза.)
Бризы – это переменные ветры, которые меняют направление два раза в сутки.
Учитель: На восточном побережье Евразии образуются ветры, которые меняют своё направление два раза в год. Это муссоны.
Учитель: Ребята, используя схему, объясните механизм образования муссона.
Запишите определения в тетрадь
Летом материк нагревается быстрее, чем Тихий океан, поэтому холодный воздух с океана, над которым давление высокое поступает на сушу. Это – летний муссон. Зимой океан сохраняет тепло, давление над ним ниже, чем над сушей. Зимний муссон дует с материка в океан. Зима на Дальнем Востоке холодная и сухая, лето прохладное и дождливое: дожди приносит летний муссон.
Давайте подведём промежуточный итог.
Какие ветры образуются на поверхности Земли?
Назовите виды ветров.
Учитель: Ветер может дуть с разных сторон. Как определить направление ветра?
Скорость ветра определяют с помощью анемометра, изобретенного итальянским врачом Санторио. Направление ветра определяют с помощью флюгера.
Флюгер – это прибор (металлический флаг), свободно вращающийся на оси и поворачивающийся под воздействием ветра.
ФЛЮГЕР. В переводе с голландского – «крыло». Изобретен в 19 веке в
Петербурге Людвигом Вильдом. Хотя мнения о времени их создания
расходятся. Послушаем сообщение.
Историческая справка: (читает ученик)
Первый известный историкам флюгер был сделан в Древней Греции,
в Афинах,
в 48 г. до н.э. Он изображал греческого бога Тритона, с головой и торсом
человека и рыбьим хвостом. Расположен такой флюгер был на вершине
- Ветров - древнейшем метеорологическом памятнике, высотой 12 метров.
Самое популярное изображение на флюгере – петух. В Европе и Америке именно он чаще всего украшал церковные шпили на протяжении многих веков, и не случайно. С IХ века по указу Папы Римского каждый храм должен был быть увенчан изображением петуха - символом апостола Петра и католической церкви.
Но вернемся к назначению флюгера.
Если ветер дует с севера, то он называется северный, а если с юга, то - южный.
Вопросы:
Как называется ветер, дующий с запада?
Как будет называться ветер, дующий с востока?
Направление ветра можно показать на графике, который называют «роза ветров».
Давайте построим «розу ветров»
Фронтальная беседа.
Какие выводы можно сделать по данной розе ветров?
Какие ветры преобладали в данном месяце?
Розу ветров учитывают:
- при строительстве взлётно-посадочных полос аэродромов, т.к. при сильном боковом ветре невозможен взлет и посадка самолетов,
- планировке населенных пунктов,
-в агрономии,
-лесном и парковом хозяйстве.
Учитель: Теперь, поняв принцип построения этого графика, вы можете построить его самостоятельно. Используя заданную таблицу, постройте дома «розу ветров». (раздать всем учащимся таблицы)
Учитель: Ветер дует с разной силой. Чем больше разность атмосферного давления, тем сильнее ветер. А теперь давайте рассмотрим примеры.
Как будет перетекать воздух? В каком из данных примеров ветер будет слабее?
Пример:
760 мм рт. ст. 755 мм рт. ст.
748 мм рт. ст. 760 мм рт. ст.
Для определения силы и скорости ветра существует специальная шкала – шкала Бофорта.
В 1806 г. британский адмирал Бофорт создал шкалу оценки силы ветра,
В 1838 г. эта шкала была принята всеми флотами мира в 1874 г. Международным метеорологическим комитетом (см. атлас).
Учитель: А теперь у нас небольшая литературная страничка. Возьмите со
своих столов распечатки стихов.
О какой силе ветра сказано в приведенных поэтических строках?
Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь не хочет
Чуть трепещет сребристых тополей листва. (Слабый.) А.С. Пушкин.
И было, как видно, ему не впервые
Ломать, как тростинки, дубы вековые,
И, крыши срывая, врываться в жилища.
Его назвали ветрило! Ветрище! (Ураган.) С. Михалков.
Горные вершины спят во тьме ночной,
Тихие долины полны свежей мглой,
Не пылит дорога, не дрожат листы. (Штиль.) М.Ю. Лермонтов.
Буря воет в саду, буря ломиться в дом.
Я боюсь, чтоб она не сломила
Старый дуб, что посажен отцом,
И ту иву, что мать посадила. (Шторм.) Н.А. Некрасов.
Заслонили солнце тучи,
Небо все заволокли;
И тростник сухой и желтый
Клонит ветер до земли. (Сильный). А.Н. Плещеев.
Учитель: Какое значение имеет ветер в природе?
Какую роль играет ветер в жизни человека?
Обобщение ответов учащихся
1.Ветер великий работник в природе. Вспомните, еще А.С. Пушкин подметил: «Ветер, ветер, ты могуч. Ты гоняешь стаи туч. Ты волнуешь сине море».
1. Перенос влаги на материк
2. Очищает воздух - отработанные автомобильные газы, дым от заводов и фабрик уносит из населенных пунктов.
3. Изменяет внешний облик Земли (рельеф). Ветер разрушает горы, сглаживает их. Создает причудливые формы рельефа.
4. Ветровые установки. Ветер является источником энергии, т.е. вырабатывает электроэнергию. Ветровые установки являются одним из самых перспективных и одновременно экологически чистых способов выработки электроэнергии, т.к. энергия ветра относится к числу возобновляемых источников энергии.
5. Источник энергии – мельницы. На протяжении долгого времени ветряные мельницы, наряду с водяными мельницами, были единственными машинами, которые использовало человечество. Поэтому применение этих механизмов было различным: в качестве мукомольной мельницы, для обработки материалов (лесопилка) и в качестве насосной или водоподъемной станции. С развитием в XIX веке паровых машин использование мельниц постепенно стало сокращаться.
6. Парусники. Люди еще в древности поняли, что лодка и без весел может
плавать, был бы ветер.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах. А.С. Пушкин
Великие географические открытия стали возможны благодаря созданию достаточно надежных для океанского плавания парусных судов - каравелл.
На побережье Охотского моря в зимний день АД 770 мм рт. ст., а над морем 768 мм рт. ст. В каком направлении будет дуть ветер? Объясните свой ответ.
Рефлексия
VI. Закрепление знаний. Подведение итогов. Выставление оценок
VII. Домашнее задание: выучить § 42, ответить на вопросы.
Диф.: подготовить загадки, пословицы, поговорки, связанные с ветром.
Используемая литература:
- УМК Полярная Звезда «География 5-6 классы» под редакцией А.И. Алексеева; М.: Просвещение, 2016. – 191 с.
- География. Поурочные разработки. С.И. Махов 2009 год.
- География. Поурочные разработки Н.А. Никитина 2013г.
|