Понедельник, 03.02.2025, 05:14
Приветствую Вас Гость | RSS

ГОУ ЛНР "Ровеньковская гимназия имени писателя Н.Трублаини"

Меню сайта

Методическая копилка

Главная » Файлы » Уроки учителей

Урок географии в 6 классе Состав и строение атмосферы
15.03.2019, 13:44

Состав и строение атмосферы

Цель:

Образовательная: обеспечить усвоение понятия «атмосфера», ее состав и строение; доказать важность атмосферного воздуха для существования жизни на Земле. Выявить источники загрязнения атмосферы, способами поддержания чистоты атмосферного воздуха.

Развивающая: создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, схемами, делать обобщения и выводы.  

Воспитательная: воспитывать чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде; способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету.

Оборудование: глобус, атласы, учебники, схемы «Строение атмосферы» и «Состав атмосферы», физическая карта мира

Тип урока: изучение нового материала

На доске слова: «Мы живем на дне воздушного океана»

                                                                       Торричелли

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Мотивация учебной деятельности

- Задумывались ли вы когда-либо, почему существует жизнь на Земле?

- Почему она единственная из планет Солнечной системы имеет такое количество растений и животных?

- Почему существует человечество?

- Почему не погибло оно под смертоносным излучением невидимой энергии Вселенной?

Причиной всего этого является оболочка, которую мы сегодня и начинаем изучать. Называется она атмосфера.

Следовательно, тема нашего урока: состав и строение атмосферы. Изучая ее, мы расширим знание об атмосфере, рассмотрим ее строение и влияние человека на эту оболочку.

  1.  Актуализация опорных знаний

Какие географические оболочки мы уже изучили?     

Почему атмосфера удерживается около земного шара и вращается вместе с ним?

Из каких газов состоит воздух?

Что вы знаете об атмосфере? (заполняют таблицу ЗХУ)

  1. Изучение нового материала

План изучения нового материала:

  • понятие «атмосфера» и ее значение;
  • состав и свойства атмосферы;
  1. строение атмосферы;
  • атмосфера и человек. Источники загрязнения атмосферы;
  • мероприятия по борьбе с загрязнением атмосферы.

 

  • Эликсиром жизни называют воздух, которым мы дышим. Это один из важнейших компонентов окружающей среды. Докажите это.

Если без еды человек может прожить несколько недель, без воды – пять суток, то без воздуха он не может прожить и десяти минут. Через легкие человека за сутки проходит приблизительно 11 кг воздуха (это составляет приблизительно 11 тысяч литров).

Атмосфера — воздушная оболочка Земли, которая существует вокруг нее под воздействием силы притяжения. Слово "атмосфера" (гр. атмос – воздух, сфера – шар. Толщина атмосферы больше 2 тысяч километров. Ее значение:

*необходима для дыхания всем живым организмам;

*защищает Землю от переохлаждения и перегревания;

*защищает от вредных космических и ультрафиолетовых излучений;

*защищает Землю от метеоритов и других космических тел.

  •                      Состав атмосферы

 

           газы                                                            примеси         

▪ азот (78%)                                                      ▪ водяной пар

▪ кислород (21%)                                              ▪ пыль

▪ другие газы (1%), в т.ч.                                 ▪ дым

СО2 0,03%                                                         ▪ сажа и др.

Такое соотношение газов сохраняется приблизительно до 100 км высоты.

Значение каждого из газов

Название газа

Значение

Кислород

Важнейшая часть воздуха для человека и всех других организмов.

Азот

До недавнего времени считали нейтральным элементом, который разбавляет кислород и доводит его до нормальной концентрации в воздухе, а также как составляющую часть белка, с которым неразрывно связано происхождение и развитие жизни на Земле.

Сейчас доказано, что азот принимает участие в дыхании организмов. Это коренным образом меняет представление о роли азота в воздухе. Название «азот» - безжизненный – теряет смысл.

Углекислый газ

Необходим растениям для фотосинтеза.

 

Воздух прозрачный, без запаха, формы. При нагревании он расширяется, при охлаждении – сжимается.

Построить в тетради столбчатую диаграмму «Состав атмосферы»

Масштаб 1 клетка - 10%

 

  1. Строение атмосферы

 

Название слоя

Границы

Состав

Тропосфера

Самый нижний слой тропосферы толщиной до 8 км у полюсов, до 18 км – у экватора. Почему?

Содержит 80% всего атмосферного воздуха, 90% водяного пара; здесь образуются облака и происходят все погодные процессы, летают самолеты.

Стратосфера

До высоты 50-55 км

Воздух холодный и разреженный; содержит мало водяного пара. На высоте 20-30 км находится озоновый слой, который защищает Землю от космических и ультрафиолетовых излучений.

Верхние слои атмосферы

 

Температура понижается до -80-90°.  Водяного пара практически нет

Внимание ребят обращается на высказывание итальянского учёного Эванжелисто Торричелли «Мы живём на дне воздушного океана», которое написано на доске в качестве эпиграфа к уроку.

Воздух является наибольшим богатством. Богатство это надо беречь.

Давайте попробуем решить такую проблему: что лучше, по вашему мнению, дышать чистым воздухом или ездить на автомобиле? Как найти оптимальное решение?

Физкульминутка.

Представьте, что перед вами горящая свеча, наберите побольше воздуха и постарайтесь задуть свечу, 1,2, 3, дуем, молодцы, еще раз.

  1. Источники загрязнения атмосферы:

- естественные (природные) – пыльные бури, лесные и торфяные пожары, извержения вулканов, космическая пыль и др.;

- искусственные – промышленные предприятия (металлургические, химические, цементные предприятия), транспорт, сельское хозяйство, табачный дым и др.

Мероприятия по борьбе с загрязнением атмосферы

→ высаживание зеленых насаждений;

→ современные системы очистных фильтров;

→ новые, экологически чистые виды топлива для автомобилей;

→ безотходные технологии на производстве.

Кто выскажет свое мнение о необходимости зеленых насаждений? (сообщения учащихся, которые получили опережающее задание)

Первый ученик. Вследствие озеленения в воздухе увеличивается количество кислорода, создаются благоприятные условия жизни в индустриальных районах, а города становятся более красивыми. Несколько убедительных фактов.

Один га зеленых насаждений поглощает за год 8 кг углекислого газа, т.е. столько, сколько его выделяют за это же время 200 человек. По существующим подсчетам, один га двадцатилетних сосновых насаждений поглощает за год 9, 35 тонн углекислого газа и выделяет 7,25 тонн кислорода. Еще эффективнее дубовые насаждения: у них за год на один га поглощается 18 тонн углекислого газа и выделяется почти 14 тонн кислорода.

Второй ученик. На деревьях и кустарниках оседает около 70% всей пыли из воздуха, а листья поглощают некоторые газы. Поэтому в садах и парках пыли в десятки раз меньше.

Третий ученик. Если воздух загрязнен испарениями бензина, керосина и других веществ, которые легко воспламеняются, то лучше высаживать березу карельскую, иву плакучую, клен чернолистный, дуб зимний – они уменьшают кислотность воздуха. Айва полезна в районах с задымленным воздухом. Там, где предприятия выпускают в воздух много дыма, высаживают белую акацию, тополь канадский, шелковицу белую.

Какой вклад может сделать каждый из нас в решении вопроса о чистоте воздуха?

 

  1. Закрепление знаний, подведение итогов.

Карточка – задание

1. Атмосферный воздух представляет собой смесь _________.

2. _________ в воздухе атмосферы содержится 78%.

3. Необходимым для дыхания живых организмов газом является _________.

4. Атмосфера состоит из нескольких слоев: __________, __________, мезосферы, термосферы.

5. Благодаря___________ слою, на Земле существует жизнь, он задерживает губительные для всего живого ультрафиолетовые лучи.

6. Водяные пары атмосферы образуют _________ разной формы.

7. Нижняя граница атмосферы – __________ поверхность.

Слова для отбора: озоновый, тропосфера, кислород, газы, азот, облака, стратосфера, земная.

Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать о каком слое атмосферы идет речь?

Слой снегов, дождей и ветров.

Атмосферы слой живой.

Восемнадцать километров

Это самый нижний слой.

Есть здесь все, но в большей мере

Кислород, азот, озон,

В малых долях йод и гелий, водород, неон, родон.

Какова роль озонового слоя?

Что значит: беречь воздух от загрязнения?

5. Рефлексия

Какую цель мы с вами ставили в начале урока?

Достигли ли мы целей урока? (ответы учащихся)

Что вы узнали на уроке? Продолжают заполнять таблицу ЗХУ.

 

  1. Домашнее задание:

Учить § 38, ответить на вопросы.

Диф.: составить синквейн об атмосфере или кроссворд (6-7 слов).

 

Используемая литература:

  1. УМК Полярная Звезда «География 5-6 классы» под редакцией А.И. Алексеева; М.: Просвещение, 2016. – 191 с.
  2. География. Поурочные разработки. С.И. Махов 2009 год.
  3. География. Поурочные разработки Н.А. Никитина 2013г.
Категория: Уроки учителей | Добавил: Administrator
Просмотров: 507 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2025
Создать бесплатный сайт с uCoz