Состав и строение атмосферы
Цель:
Образовательная: обеспечить усвоение понятия «атмосфера», ее состав и строение; доказать важность атмосферного воздуха для существования жизни на Земле. Выявить источники загрязнения атмосферы, способами поддержания чистоты атмосферного воздуха.
Развивающая: создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, схемами, делать обобщения и выводы.
Воспитательная: воспитывать чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде; способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету.
Оборудование: глобус, атласы, учебники, схемы «Строение атмосферы» и «Состав атмосферы», физическая карта мира
Тип урока: изучение нового материала
На доске слова: «Мы живем на дне воздушного океана»
Торричелли
Ход урока
- Организационный момент
- Мотивация учебной деятельности
- Задумывались ли вы когда-либо, почему существует жизнь на Земле?
- Почему она единственная из планет Солнечной системы имеет такое количество растений и животных?
- Почему существует человечество?
- Почему не погибло оно под смертоносным излучением невидимой энергии Вселенной?
Причиной всего этого является оболочка, которую мы сегодня и начинаем изучать. Называется она атмосфера.
Следовательно, тема нашего урока: состав и строение атмосферы. Изучая ее, мы расширим знание об атмосфере, рассмотрим ее строение и влияние человека на эту оболочку.
- Актуализация опорных знаний
Какие географические оболочки мы уже изучили?
Почему атмосфера удерживается около земного шара и вращается вместе с ним?
Из каких газов состоит воздух?
Что вы знаете об атмосфере? (заполняют таблицу ЗХУ)
- Изучение нового материала
План изучения нового материала:
- понятие «атмосфера» и ее значение;
- состав и свойства атмосферы;
- строение атмосферы;
- атмосфера и человек. Источники загрязнения атмосферы;
- мероприятия по борьбе с загрязнением атмосферы.
- Эликсиром жизни называют воздух, которым мы дышим. Это один из важнейших компонентов окружающей среды. Докажите это.
Если без еды человек может прожить несколько недель, без воды – пять суток, то без воздуха он не может прожить и десяти минут. Через легкие человека за сутки проходит приблизительно 11 кг воздуха (это составляет приблизительно 11 тысяч литров).
Атмосфера — воздушная оболочка Земли, которая существует вокруг нее под воздействием силы притяжения. Слово "атмосфера" (гр. атмос – воздух, сфера – шар. Толщина атмосферы больше 2 тысяч километров. Ее значение:
*необходима для дыхания всем живым организмам;
*защищает Землю от переохлаждения и перегревания;
*защищает от вредных космических и ультрафиолетовых излучений;
*защищает Землю от метеоритов и других космических тел.
газы примеси
▪ азот (78%) ▪ водяной пар
▪ кислород (21%) ▪ пыль
▪ другие газы (1%), в т.ч. ▪ дым
СО2 0,03% ▪ сажа и др.
Такое соотношение газов сохраняется приблизительно до 100 км высоты.
Значение каждого из газов
Название газа
|
Значение
|
Кислород
|
Важнейшая часть воздуха для человека и всех других организмов.
|
Азот
|
До недавнего времени считали нейтральным элементом, который разбавляет кислород и доводит его до нормальной концентрации в воздухе, а также как составляющую часть белка, с которым неразрывно связано происхождение и развитие жизни на Земле.
Сейчас доказано, что азот принимает участие в дыхании организмов. Это коренным образом меняет представление о роли азота в воздухе. Название «азот» - безжизненный – теряет смысл.
|
Углекислый газ
|
Необходим растениям для фотосинтеза.
|
Воздух прозрачный, без запаха, формы. При нагревании он расширяется, при охлаждении – сжимается.
Построить в тетради столбчатую диаграмму «Состав атмосферы»
Масштаб 1 клетка - 10%
- Строение атмосферы
Название слоя
|
Границы
|
Состав
|
Тропосфера
|
Самый нижний слой тропосферы толщиной до 8 км у полюсов, до 18 км – у экватора. Почему?
|
Содержит 80% всего атмосферного воздуха, 90% водяного пара; здесь образуются облака и происходят все погодные процессы, летают самолеты.
|
Стратосфера
|
До высоты 50-55 км
|
Воздух холодный и разреженный; содержит мало водяного пара. На высоте 20-30 км находится озоновый слой, который защищает Землю от космических и ультрафиолетовых излучений.
|
Верхние слои атмосферы
|
|
Температура понижается до -80-90°. Водяного пара практически нет
|
Внимание ребят обращается на высказывание итальянского учёного Эванжелисто Торричелли «Мы живём на дне воздушного океана», которое написано на доске в качестве эпиграфа к уроку.
Воздух является наибольшим богатством. Богатство это надо беречь.
Давайте попробуем решить такую проблему: что лучше, по вашему мнению, дышать чистым воздухом или ездить на автомобиле? Как найти оптимальное решение?
Физкульминутка.
Представьте, что перед вами горящая свеча, наберите побольше воздуха и постарайтесь задуть свечу, 1,2, 3, дуем, молодцы, еще раз.
- Источники загрязнения атмосферы:
- естественные (природные) – пыльные бури, лесные и торфяные пожары, извержения вулканов, космическая пыль и др.;
- искусственные – промышленные предприятия (металлургические, химические, цементные предприятия), транспорт, сельское хозяйство, табачный дым и др.
Мероприятия по борьбе с загрязнением атмосферы
→ высаживание зеленых насаждений;
→ современные системы очистных фильтров;
→ новые, экологически чистые виды топлива для автомобилей;
→ безотходные технологии на производстве.
Кто выскажет свое мнение о необходимости зеленых насаждений? (сообщения учащихся, которые получили опережающее задание)
Первый ученик. Вследствие озеленения в воздухе увеличивается количество кислорода, создаются благоприятные условия жизни в индустриальных районах, а города становятся более красивыми. Несколько убедительных фактов.
Один га зеленых насаждений поглощает за год 8 кг углекислого газа, т.е. столько, сколько его выделяют за это же время 200 человек. По существующим подсчетам, один га двадцатилетних сосновых насаждений поглощает за год 9, 35 тонн углекислого газа и выделяет 7,25 тонн кислорода. Еще эффективнее дубовые насаждения: у них за год на один га поглощается 18 тонн углекислого газа и выделяется почти 14 тонн кислорода.
Второй ученик. На деревьях и кустарниках оседает около 70% всей пыли из воздуха, а листья поглощают некоторые газы. Поэтому в садах и парках пыли в десятки раз меньше.
Третий ученик. Если воздух загрязнен испарениями бензина, керосина и других веществ, которые легко воспламеняются, то лучше высаживать березу карельскую, иву плакучую, клен чернолистный, дуб зимний – они уменьшают кислотность воздуха. Айва полезна в районах с задымленным воздухом. Там, где предприятия выпускают в воздух много дыма, высаживают белую акацию, тополь канадский, шелковицу белую.
Какой вклад может сделать каждый из нас в решении вопроса о чистоте воздуха?
- Закрепление знаний, подведение итогов.
Карточка – задание
1. Атмосферный воздух представляет собой смесь _________.
2. _________ в воздухе атмосферы содержится 78%.
3. Необходимым для дыхания живых организмов газом является _________.
4. Атмосфера состоит из нескольких слоев: __________, __________, мезосферы, термосферы.
5. Благодаря___________ слою, на Земле существует жизнь, он задерживает губительные для всего живого ультрафиолетовые лучи.
6. Водяные пары атмосферы образуют _________ разной формы.
7. Нижняя граница атмосферы – __________ поверхность.
Слова для отбора: озоновый, тропосфера, кислород, газы, азот, облака, стратосфера, земная.
Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать о каком слое атмосферы идет речь?
Слой снегов, дождей и ветров.
Атмосферы слой живой.
Восемнадцать километров
Это самый нижний слой.
Есть здесь все, но в большей мере
Кислород, азот, озон,
В малых долях йод и гелий, водород, неон, родон.
Какова роль озонового слоя?
Что значит: беречь воздух от загрязнения?
5. Рефлексия
Какую цель мы с вами ставили в начале урока?
Достигли ли мы целей урока? (ответы учащихся)
Что вы узнали на уроке? Продолжают заполнять таблицу ЗХУ.
- Домашнее задание:
Учить § 38, ответить на вопросы.
Диф.: составить синквейн об атмосфере или кроссворд (6-7 слов).
Используемая литература:
- УМК Полярная Звезда «География 5-6 классы» под редакцией А.И. Алексеева; М.: Просвещение, 2016. – 191 с.
- География. Поурочные разработки. С.И. Махов 2009 год.
- География. Поурочные разработки Н.А. Никитина 2013г.
|