ГБОУ ЛНР «Ровеньковская гимназия им. Н. Трублаини»
Открытый урок
по основам безопасности жизнедеятельности
7 – А класс
Ураганы и бури. Правила поведения во время урагана и бури
Подготовила:
учитель по основам
безопасности жизнедеятельности
специалист II категории
Шевлякова Ирина Викторовна
2018 г.
Тема: Ураганы и бури. Правила поведения во время урагана и бури
Цель: формировать знания учащихся об опасных природных явлениях метеорологического происхождения — бурями и ураганами; с причинами их возникновения и возможными последствиями. Изучить правила поведения во время урагана и бури.
Задачи:
Обучающая: обеспечить усвоение знаний о причинах возникновения ураганов и бурь, перечислить черты чрезвычайной ситуации природного характера. Изучить правила безопасного поведения во время урагана и бури.
Развивающая: совершенствовать умение сравнивать изученные природные явления между собой, выделять главное, работать с дополнительными источниками информации; обобщать, делать выводы, анализировать, синтезировать, классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса детей.
Воспитательная: воспитывать интерес к изучению предмета основы безопасности жизнедеятельности; ответственное отношение к выполнению полученного задания; воспитывать терпимость к взглядам других людей; пробудить интерес к самостоятельному решению задач; стимулировать потребности учащихся в самореализации; формировать убеждения учащихся в теоретической и практической значимости знаний о природе.
Формировать познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему, таблицу); представлять информацию в виде выступления.
Коммуникативные УУД: умение работать в группе; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; учиться критично относиться к своему мнению; формировать письменную и устную речь.
Регулятивные УУД: определять цель обучения; ставить вопросы; самостоятельно приобретать новые знания и практические умения, работая с разными источниками информации, находить необходимую информацию в различных источниках; организовывать свою деятельность; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; оценивать достигнутые результаты.
Тип урока: сообщение новых знаний.
Методы обучения: коммуникативный, аналитический, проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, дедуктивный, сравнение, обобщение.
Технологии, используемые на уроке: технология сотрудничества, активного обучения, личностно-ориентированная, гуманно-личностная, информационно-коммуникационная, развивающего обучения, критического мышления, технология развивающего и саморазвивающего обучения, технология проблемного обучения, здоровьесберегающая.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация, видеоролик «Ураганы и бури», учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 7 кл. А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, фотографии ураганы и бури, карточки с заданием.
Ход урока
Дети получили опережающее задание: подготовить к уроку пословицы и поговорки (для психологической разгрузки).
Организационный момент
Здравствуйте, дети, уважаемые гости!
Поднимите руки те, у кого сегодня хорошее настроение – замечательно; поднимите руки те, у кого здесь есть друзья – здорово, спасибо; поднимите руки те, кто знает, зачем мы здесь сегодня собрались – спасибо; поднимите руки те, кто не знает, что мы сейчас будем делать – хорошо.
Работать мы сегодня будем в группах. Как мы их создадим, сейчас увидите. Я раздам карточки-подсказки.
В течение минуты объединитесь в группы - «Природные явления».
Через минуту: сколько получилось групп? Почему вы объединились в группы именно так? (объясняют).
Теперь присаживайтесь. Мы с вами не раз говорили, что знания ради знаний не имеют значения. Главное: (говорят дети) знания применять в жизни или, по крайней мере, поделиться ими с другими. Сегодня вы будете добывать знания и делиться ими.
Слайд 2 «Самое главное – научить человека мыслить», - сказал немецкий поэт, драматург Бертольд Брехт. Поэтому мы сегодня будем учиться мыслить.
Мотивация учебной деятельности. Повторим какие природные явления, оказывающие влияние на жизнедеятельность людей мы выучили. По месту их возникновения: Слайд 3
- на геологические (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы);
- на метеорологические (ураганы, бури, смерчи);
- на гидрологические (наводнения, сели, цунами, снежные лавины);
- природные (природные пожары).
- Проведем небольшую разминку и отгадаем загадки. Слайд 4
ЗАГАДКИ
Этот ветер так силен,
Что деревья валит он
И с домов срывает крыши.
Ты о ветре этом слышал? (Ураган)
Посеешь ветер -
Пожнешь. (Бурю)
Он все рушит и ломает,
Воет страшно от тоски.
С корнем древа вырывает.
Топит в море корабли.
Что за ветер хулиган,
Подскажите? (Ураган)
Что за чудо из чудес:
Без рук, без ног, а валит лес. (Буря)
Вы уже догадались, какие опасные природные явления мы будем учить сегодня?
Слайд 5 Записываем в тетрадях: число, классная работа. Тема: Ураганы и бури. Правила поведения во время ураганов и бурь.
Слайд 6 - Что знаем? Что хотим узнать? Что нового узнали на уроке?
Слайд 7 Что мы знаем?
Слайд 8 - Сильный ветер. Шквалистый дождь. Имеет разрушительную силу.
Опасное природное явление. Материальный ущерб.
Слайд 9 - Что хотим узнать?
Слайд 10 Ответы учащихся - Как формируются ураганы и бури? Какие последствия ураганов и бурь? Научиться правилам поведения при ураганах и бурях?
Слайд 11
Сообщение новых знаний
Атмосфера – самая легкая и самая подвижная оболочка Земли. В ней постоянно меняется температура воздуха, давление, влажность, потому что постоянно меняются и перемещаются воздушные массы. А воздушные массы (например, арктические, умеренные, тропические, экваториальные) формируются над определенными территориями, поэтому их свойства отличаются.
Взаимодействие различных воздушных масс приводит к формированию погоды на определенной территории, а также чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения, таких как ураган, буря.
Осмысление. Работа группы с текстовой информацией 3 минуты
Перед вами информация формирование ураганов и бурь п. 3.1. стр. 67. Вы читаете свой материал, обсуждаете и кто-то из группы делится с нами информацией. Слайд 11
1 группа – Что такое ураган? (------у-я)
2 группа – Что такое буря? (у-ся)
3 группа – Что является причиной возникновения ураганов и бурь? (у-ся)
4 группа – Что такое циклон? (у-ся)
(Презентация ответов. Записать определения в рабочую тетрадь)
Ураган – это ветер огромной разрушительной силы, имеющий скорость более 30 м/с. Слайд 12
Буря – это ветер, скорость которого меньше скорости урагана, она достигает 15-20 м/с. Слайд 3
Причиной возникновения урагана и бури является образование в атмосфере циклонов. Слайд 14
Циклон – это мощный атмосферный вихрь с пониженным атмосферным давлением в центре.
Слайд 15
Психологическая разгрузка
Давайте немножко отдохнем и вспомним пословицы и поговорки об ураганах и бурях (пословицы об ураганах и бурях, объяснить, как понимают).
Высокое дерево буря больше треплет
Одна речь - еще не ученость, одна буря – еще не сезон дождей
Где буря, там и разрушения
Народ подует – поднимется буря
Кто посеет ветер, пожнет бурю.
Ураган минует, а мусор остается
не страшен ураган кустам, что растут близко друг к другу
Буря только рощу валит, а кусты к земле гнет.
Безумцу и урагану перечить не стану.
Все себя гребцами называют, пока ураган не поднялся.
Чем сильнее буря, тем быстрее проходит.
Буря гасит малый огонь, но раздувает большой
Нечестные деньги буря уносит.
- Разминка
Я прошу подняться вас – это “раз,
Повернулась голова - это “два”,
Руки вбок, вперед смотри это “три”.
На “четыре” – поскакать.
Две руки к плечам прижать - это “пять”.
Всем ребятам тихо сесть - это “шесть”.
Следующее задание: после просмотра видеоролика «Правила поведения во время ураганов и бурь» вы должны ответить на вопросы. Последствия урагана и бури. Правила безопасности во время урагана и бури?
Закрепим наши знания (Раздать задания по группам)
- Размышление. Что легче: задавать вопросы или отвечать?
Слайд 16 Работа групп над заданием.
1 группа Прием «толстый» и «тонкий» вопросы. Заполнить таблицу
«Как защититься во время урагана и бури?»
Вопросы с однозначными ответами
|
Вопросы, ответы на которые должны быть полными, развернутыми
|
Где можно переждать ураган?
Если ты на улице, можно переждать ураган в кювете?
После бури можно сразу заходить в дом?
|
Когда стихнет ветер, почему нельзя выходить на улицу?
Почему необходимо сообщать соседям во время снежной бури, куда вы идете и когда вернетесь?
После получения сигнала о штормовом предупреждении зачем делают запасы воды и продуктов?
|
2 группа Прием Фишбоун
«Чем опасны ураганы и бури?»
3 группа Прием реставрация
«Последствия и признаки ураганов и бурь»
Ураганный ветер разрушает строения, опустошает засеянные поля, обрывает провода, валит столбы электропередачи и связи. Большую опасность при ураганах представляют сопровождающие их сильные ливневые осадки. Для бурь характерны меньше, чем у ураганов, скорости ветра, и их длительность меньше, чем длительность ураганов.
Всем, кто проживает в местах подверженных, воздействию ураганов и бурь, необходимо знать призаки их приближения. Это усиление скорости ветра и резкое падение атмосферного давления, ливневые дожди.
Проверочный «Реставрация» Слайд № 17
4 группа Приём "Телеграмма" кратко написать самое важное.
«Правила поведения во время урагана и бури»
Ураганы и бури пережидай в подготовленном помещении. Берегись на улице оборванных проводов и нависающих конструкций зданий. Укройся в кювет и накрой голову руками. Только на магистральной дороге тебе смогут оказать помощь. Снежную бурю пережидай дома. После бури не спеши пользоваться газом.
Все вместе Прием Синквейн Слайд 18
Ураган
грозный, страшный
гремит, шумит, стучит
Везде мокро от урагана
Шум
Подведение итогов урока
- Рефлексия. Чему научились на уроке? Слайд 19
1 минута слайд 20 Домашнее задание: п. 3.1; 3.2. В рабочих тетрадях «После уроков»
стр. 74. Творческое задание плакат А3 «Правила поведения во время урагана и бури».
- Ребята, хочу обратиться у к вам, и сказать спасибо. За то, что вы мне сегодня помогали.
Анализ урока, выставление оценок.
|