ГОУ ЛНР « Ровеньковская гимназия имени писателя Н. Трублаини»
Урок литературного чтения
Тема: Буквы Е, е – обозначающие два звука «ЙЭ»
Подготовила учитель
начальных классов
Василенко Вера Николаевна
Тема: «Буквы Е, е – обозначающие два звука «ЙЭ»
Цель: познакомить учащихся с буквами Е, е, обозначающими два звука «ЙЭ», и её местом в слове, отрабатывать навыки чтения по озвучиванию печатных букв вслух хором, парами, индивидуально, про себя, развивать связную речь, память, внимание, воспитывать заботливое отношение к природе, интерес к чтению.
Оборудование: учебник, магнитная доска, предметные картинки., буквы, слоги.
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний и умений учащихся
- Дыхательно – голосовые упражнения
( Записи на доске, таблицы, подражаем пению птиц – звучит запись пения птиц в лесу, чтение слогов: ССГ, ГСС)
- Формирование новых знаний, умений и навыков.
Постановка целей и задач урока.
Учитель сообщает, что на уроке дети узнают особую гласную букву.
( На доске рисунки с изображением елей)
- Как называются эти деревья?
- Почему вы решили, что это ели?
Учитель предлагает ребятам выполнить слого звуковой анализ слова ели.
- Произнесите слово ели по слогам.
- Сколько слогов в слове ели?
- Назовите первый слог.
- Произнесите второй слог.
- какие это слоги?
Выясняется, что это слоги – слияния.
Выкладывается схема слова.
Учитель предлагает произнести первый слог.
- Из каких звуков он состоит?
Дети называют звуки слога « ЙЭ»
- Закрепление знаний и умений.
- Рассмотрим ещё раз схему слова ели и ответим на вопрос
- Сколько надо взять букв, чтобы обозначить первый слог слова ели, в котором два звука?
( В слове два звука, но чтобы их обозначить нужна одна буква.
Работа на магнитной доске.
Задание: составить слово ели.
( заранее составлены слова: Высоки и красивы)
- какую букву нужно добавить? ( Е)
Прочитаем, что получится:
Ели высокие и красивые.
Вывод: Буква Е особая, потому что служит для обозначения целого слога – слияния, т.е. обозначает два звука.
Употребляется такая буква в начале слова ( ели) и после гласных( высокие)
Физкультминутка
Еле – еле – еле – еле
Завертелись карусели.
А потом кругом, кругом,
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите.
Раз, два, раз, два!
5 Осмыслений знаний учащимися.
Работа по учебнику: чтение слов в столбиках хором, цепочкой, индивидуально.
Сопоставление количества звуков и слогов в слове ели.
Чистоговорка.
Ель на ёжика похожа,
Ёж в иголках, ёлка тоже.
6.Творческая работа ( читающие дети)
Учитель сообщает. Что группа экологов нашего класс получила письмо – обращение от ели и предлагает ребятам прочитать это письмо для всех детей.
Дети зачитывают письмо
Здравствуйте, уважаемые жители города Ровеньки!
Совсем скоро самый долгожданный и весёлый праздник взрослых и малышей – Новый год!
И, наверняка, многие из вас мечтают пригласить меня к себе в гости домой и украсить . Спору нет, когда я у вас в гостях – в доме радость. Веселье и звонкий смех. Но пройдёт немного времени, я
Засохну и погибну.И вы выбросите меня на улицу!
Когда вы меня рубите, мне, как и всем живым существам, очень больно. Когда вы меня выбрасываете – ещё больнее. Мне не хочется умирать!. Я жить хочу! Ведь я нужна не только вам. Без меня погибнут от голода дятлы, белочки, клесты, лесные мыши, корольки. Зайцы, дятлы, клесты,белочки останутся без укрытия и жилища. Пожалуйста, пожалейте всех нас! Не рубите меня, пожалуйста!
Люди, вы в ответе за меня и за всех тех, с кем я дружу!
Ёлочка.
- Ребята, какие чувства вызвало у вас это письмо?
- Что бы вы хотели сказать ёлочке? ( Развитие связной речи)
Учитель. Юные натуралисты хотят поделиться с вами теми знаниями, которые они приобрели, работая с дополнительной литературой. В этом
Им помогали родители.
Дети, группа юных натуралистов, рассказывают…
- Дятлам, клестам, белкам, королькам, лесным мышам, кабанам, и даже медведям ель даёт корм. Поэтому их жизнь зависит от ели.
- Дятлам, клестам, белкам, зайцам, зябликам и певчим дроздам ель даёт укрытие и жилище.
- Животные, жизнь которых во многом зависит от ели, связаны не только с ней, но и между собой. Клест, срывая шишку, выедает только часть семян, а затем бросает её. Сброшенные шишки подбирают белки, дятлы. Но ещё важнее сброшенные шишки для мышей, которые не могут сами сорвать их с дерева.
- Именно человек в ответе за ель и за тех, с кем она дружит.
Рефлексия.
Учитель. Вы внимательно слушали этот материал. Я уверена, что вы никогда не обидите ёлочку и её друзей.
Ещё я хочу проверить насколько вы были внимательны, как вы усвоили наш сегодняшний материал.
- Какие слова с буквой Е прозвучали в информации экологов и юных натуралистов?
( Ответы детей)
Слоговой анализ слов: которые, важнее, животные.
- На что вы обратили внимание
( Буква Е стоит после гласного и образует слог)
Итог.
Учитель даёт вербальную оценку работе класса в целом и отдельным учащимся. Благодарит детей за внимание и активность на уроке.
Предлагает детям дома нарисовать ёлочку и её друзей, вместе с родителями придумать о них сказку. |