Цели: создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством Н.А. Некрасова, с его стихотворениями «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором...»; способствовать формированию навыков выразительного чтения стихов; развитию познавательных процессов речи, обогащению словарного запас, умение замечать красоту природы, воспитывать культурного слушателя и читателя.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.
— Что вы знаете об этом писателе? Читали ли вы его произведения?
- Биография Н.А. Некрасова
Н.А.Некрасов – великий русский поэт, жил в середине 19 в. Детство он провел в деревне на Волге. Некрасов очень любил родную природу, красоту полей, рек, лугов. Стихи Некрасова написаны прекрасным, богатым и в то же время простым языком.
IV. Работа по теме урока
1. Стихотворение «Славная осень!..». Чтение и беседа с 168
Сегодня мы с вами ознакомимся еще с одним стихотворением, посвященным этому времени года.
— Какое настроение возникло у вас, когда я читала это стихотворение?
(Ученики говорят о своем настроении.)
Назовите необычные прилагательные признаки обычных предметов.( это эпитеты)
— Перечитайте стихотворение. Найдите в нем сравнения. (Дети читают стихотворение самостоятельно, дается время
на поиск сравнений.)
— Итак, какие сравнения вы нашли и как они помогают изобразить лед на речке, опавшие листья, осень? (Лед поэт сравнивает с тающим сахаром. Около леса — опавшая листва, как мягкая постель. Листья лежат, как ковер.)
— Как автор называет осень, с какой интонацией? (Он называет ее славной, с восклицательной интонацией. Автор восхищается осенью. Даже повторяет это слово дважды.)
- С каким настроением надо читать стихотворение? ( восторженно, бодро, с удовольствием будто вдыхая свежий воздух)
— Прочитайте стихотворение еще раз, приготовьтесь читать выразительно.
2. Выразительное чтение стихотворения
V. Физкультминутка
Зимняя зарядка
А сегодня у зимы новоселье,
Мы с тобой приглашены на веселье.
Дом построен из сугроба.
А какой вышины?
Вот такой вышины.
Белый коврик у порога.
А какой ширины?
Вот такой ширины.
Погляди-ка, потолки ледяные
Высоки-превысоки, кружевные!
Мы по лестнице шагаем.
Выше ноги, топ-топ.
Двери комнат отворяем.
Справа — хлоп, слева — хлоп.
— Здравствуй, зима!
Ты хозяйке поклонись-ка:
— Здравствуй, зима!
VI. Продолжение работы по теме урока
Отгадайте загадку
Он вошел никто не видел,
Он сказал никто не слышал,
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес
- Какой бывает мороз? ( трескучий, слабый, сильный)
- Вам нравится морозная погода? Почему? ( бывает весело, красиво, снег скрепит под ногами)
2. Чтение стихотворения «Не ветер бушует над бором...»
— Сейчас мы познакомимся с другим его стихотворением. Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению на с. 169. Как вы думаете, о чем это стихотворение? На какую оно тему? (Я думаю, что это стихотворение о зиме.)
3. Аудиозапись
4. Словарная работа
БОР- ДОЗОР- ОБОЗЫ- КАЗНА-
5. Чтение стихотворения учителем
Работа после чтения
— Понравилось ли вам стихотворение? (Высказывания детей.)
— Что-нибудь оно вам напоминает? (Да, это стихотворение похоже на сказку про Мороза.)
— Найдите сходство со сказкой. (Мороз здесь показан как живой — «идет — по деревьям шагает, трещит по замерзлой воде». Он властвует над природой, а она подчиняется ему. Мороз даже поет хвастливую песню.)
— Кто такой Мороз-воевода? (Это Мороз-богатырь с косматой бородой.)
- А каким вы себе представляете Мороза воеводу? ( мощным, сильным, суровым)
6. Выборочное чтение
- Найдите сравнение
1. Не ветер бушует над бором
Не с гор побежали ручьи
2. Мороз воевода дозором
Обходит владенья свои
- Зачем употреблены сравнения? ( мороз руководит жизнью природы. Ему все подчиняется)
7. Работа с учебником с. 169
- Посмотрите на иллюстрацию
- Почему художник нарисовал Мороза выше деревьев? ( Что бы показать шумное, грозное шествие мороза)
- Почему слово «красный» написано с большой буквы? ( прозвище одушевленного лица. Используется литературный прием – ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)
8. Работа над выразительным чтением
- Прочитайте те строки, в которых говорится о заботах мороза
- Найдите песню мороза, прочитайте. Какая она? ( радостная, счастливая. Мороз восхищается своим царством и богатством)
Гимнастика для глаз
9. Работа в парах
- Чем отличается образ мороза у Н.Некрасова от образа Деда Мороза в русских сказках?
- Напишите отличительные черты.
Мороз- воевода Дед Мороз
Всесильный добрый
Удалой справедливый
Властный сильный
Грозный богатый
богатырь волшебник
Проверка задания
- Какая зима у Некрасова? (живая, сказочная, волшебная)
- Менялось ли настроение в стихотворении? Почему? ( разные картины- разное настроение)
- Если бы вы рисовали зимние картины какие краски взяли бы? ( синий, белый, голубой- цвета зимы)
Конкурс выразительного чтения
6.Домашнее задание
Выучить отрывок наизусть 1 вариант – первую часть, 2 вариант – вторую часть
По желанию нарисовать Мороза – воеводу
7. И тог урока
Рефлексия
Тема 1 стихотворения –
2 стихотворения –
Жанр произведения –
Главный герой –
- Как вы думаете зачем эту историю рассказал поэт читателю? ( показать, что природа и зимой тоже красива, не смотря на морозы, вьюги и метели. Посмотри вокруг – и увидишь чудо)