Понедельник, 03.02.2025, 04:50
Приветствую Вас Гость | RSS

ГОУ ЛНР "Ровеньковская гимназия имени писателя Н.Трублаини"

Меню сайта

Методическая копилка

Главная » Файлы » Уроки учителей

Открытый урок по чтению в 3 классе на тему "Н. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором...»"
19.01.2016, 09:32

 

 

Тема: Н. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором...»

Цели: создать условия для ознакомления  учащихся с жизнью и творчеством Н.А. Некрасова, с его стихотворениями «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором...»; способствовать формированию навыков выразительного чтения стихов; развитию познавательных процессов речи, обогащению словарного запас, умение замечать красоту природы, воспитывать культурного слушателя и читателя.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.

Оборудование: карточки (текст речевой разминки, задания);  портрет Н.А. Некрасова, проектор, аудиозапись, презентация.

Ход урока

I . Организационный момент

II.        Речевая разминка

—        Прочитайте стихотворение способом «птичий базар».

Под ногами в листопад

Листья желтые летят,

А под листьями шуршат

Шурш, Шуршиха и Шуршонок —

Папа, мама и ребенок.

                              В. Голяховский

—        Какие слова выдумал автор? (Шурш, Шуршиха и Шуршонок.)

—        Как нужно произнести эти слова? (Их нужно произнести так, чтобы услышать шуршание листьев.)

—        Какой звук нужно для этого выделить? (Звук \ш\.)

(Чтение стихотворения медленно; с ускорением; быстро; скороговоркой.)

—        Прочитайте стихотворение выразительно.

III. Актуализация знаний. Введение в тему

Беседа о стихотворении В. Голяховского

—        О каком времени года говорится в этом стихотворении? (В нем говорится об осени.)

—        А вы любите осень? Чем она вам нравится? А сколько периодов в осени?  (Ответы детей. Уточнить, какой период осени они любят.)

—        Какие стихи об осени вы помните наизусть?

—        Расшифруйте, что здесь написано.

ЙАЛОКИН ЧИВЕЕСКЕЛА ВОСАРКЕН (Николай Алексеевич Некрасов.)

—        Что вы знаете об этом писателе? Читали ли вы его произведения?

-           Биография Н.А. Некрасова

Н.А.Некрасов – великий русский поэт, жил в середине 19 в. Детство он провел в деревне на Волге. Некрасов очень любил родную природу, красоту полей, рек, лугов. Стихи Некрасова написаны прекрасным, богатым и в то же время простым языком.

 

IV.      Работа по теме урока

1.         Стихотворение «Славная осень!..». Чтение и беседа с 168

Сегодня мы с вами ознакомимся еще с одним стихотворением, посвященным этому времени года.

(Учитель читает наизусть стихотворение «Славная осень!..»

Н.А. Некрасова.)

—        Какое настроение возникло у вас, когда я читала это стихотворение?

(Ученики говорят о своем настроении.)

Назовите необычные прилагательные признаки обычных предметов.( это эпитеты)

—        Перечитайте стихотворение. Найдите в нем сравнения. (Дети читают стихотворение самостоятельно, дается время

на поиск сравнений.)

—        Итак, какие сравнения вы нашли и как они помогают изобразить лед на речке, опавшие листья, осень? (Лед поэт сравнивает с тающим сахаром. Около леса — опавшая листва, как мягкая постель. Листья лежат, как ковер.)

—        Как автор называет осень, с какой интонацией? (Он называет ее славной, с восклицательной интонацией. Автор восхищается осенью. Даже повторяет это слово дважды.)

- С каким настроением надо читать стихотворение? ( восторженно, бодро, с удовольствием будто вдыхая свежий воздух)

—        Прочитайте стихотворение еще раз, приготовьтесь читать выразительно.

2.         Выразительное чтение стихотворения

V.        Физкультминутка

Зимняя зарядка

А сегодня у зимы новоселье,

Мы с тобой приглашены на веселье.

Дом построен из сугроба.

А какой вышины?

Вот такой вышины.

Белый коврик у порога.

 А какой ширины?

Вот такой ширины.

Погляди-ка, потолки ледяные

Высоки-превысоки, кружевные!

Мы по лестнице шагаем.

Выше ноги, топ-топ.

Двери комнат отворяем.

Справа — хлоп, слева — хлоп.

—        Здравствуй, зима!

Ты хозяйке поклонись-ка:

—        Здравствуй, зима!   

                                        

VI.      Продолжение работы по теме урока

Отгадайте загадку

Он вошел никто не видел,

Он сказал никто не слышал,

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес

- Какой бывает мороз? ( трескучий, слабый, сильный)

- Вам нравится морозная погода? Почему? ( бывает весело, красиво, снег скрепит под ногами)

2.         Чтение стихотворения «Не ветер бушует над бором...»

—        Сейчас мы познакомимся с другим его стихотворением. Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению на с. 169. Как вы думаете, о чем это стихотворение? На какую оно тему? (Я думаю, что это стихотворение о зиме.)

3. Аудиозапись

4. Словарная работа

БОР-         ДОЗОР-       ОБОЗЫ-       КАЗНА-

5. Чтение стихотворения учителем

 

             Работа после чтения

—        Понравилось ли вам стихотворение? (Высказывания детей.)

—        Что-нибудь оно вам напоминает? (Да, это стихотворение похоже на сказку про Мороза.)

—        Найдите сходство со сказкой. (Мороз здесь показан как живой — «идет — по деревьям шагает, трещит по замерзлой воде». Он властвует над природой, а она подчиняется ему. Мороз даже поет хвастливую песню.)

—        Кто такой Мороз-воевода? (Это Мороз-богатырь с косматой бородой.)

- А каким вы себе представляете Мороза воеводу? ( мощным, сильным, суровым)

6. Выборочное чтение

- Найдите сравнение

1. Не ветер бушует над бором

  Не с гор побежали ручьи

2. Мороз воевода дозором

Обходит владенья свои

- Зачем употреблены сравнения? ( мороз руководит жизнью природы. Ему все подчиняется)

7. Работа с учебником с. 169

- Посмотрите на иллюстрацию

- Почему художник нарисовал Мороза выше деревьев? ( Что бы показать шумное, грозное шествие мороза)

- Почему слово «красный» написано с большой буквы? ( прозвище одушевленного лица. Используется литературный прием – ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)

8. Работа над выразительным чтением

- Прочитайте те строки, в которых говорится о заботах мороза

- Найдите песню мороза, прочитайте. Какая она? ( радостная, счастливая. Мороз восхищается своим царством и богатством)

 Гимнастика для глаз

9. Работа в парах

- Чем отличается образ мороза у Н.Некрасова от образа Деда Мороза в русских сказках?

- Напишите отличительные черты.

Мороз- воевода                                           Дед Мороз

Всесильный                                                  добрый

Удалой                                                          справедливый

Властный                                                     сильный

Грозный                                                        богатый

богатырь                                                     волшебник

Проверка задания

- Какая зима у Некрасова? (живая, сказочная, волшебная)

- Менялось ли настроение в стихотворении? Почему? ( разные картины- разное настроение)

- Если бы вы рисовали зимние картины какие краски взяли бы? ( синий, белый, голубой- цвета зимы)

Конкурс выразительного чтения

6.Домашнее задание

Выучить отрывок наизусть  1 вариант – первую часть, 2 вариант – вторую часть

По желанию нарисовать Мороза – воеводу

7. И тог урока

    Рефлексия

Тема 1 стихотворения –

         2 стихотворения –

Жанр произведения –

Главный герой –

- Как вы думаете зачем эту историю рассказал поэт читателю? ( показать, что природа и зимой тоже красива, не смотря на морозы, вьюги и метели. Посмотри вокруг – и увидишь чудо)

- Вы почувствовали, что вы стали внимательнее?

Оценивание учащихся

Категория: Уроки учителей | Добавил: Administrator
Просмотров: 4885 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2025
Создать бесплатный сайт с uCoz