Управление образования Администрации города Ровеньки
ГОУ ЛНР «Ровеньковская гимназия имени писателя Н. Трублаини»
Открытый урок
по изобразительному искусству
в 3 классе
«Твои книжки»
Подготовила и провела
учитель начальных классов,
специалист ІІ категории
Криуля Марина Валентиновна
Тема урока: Твои книжки
Цель: учить передавать в рисунках свои впечатления от прочитанной сказки; познакомить с творчеством художников В. Васнецова, Ю. Васнецова; дать представление о роли фантазии в искусстве; знакомство со словами: сюжет, композиция, иллюстрация; формировать умение выполнять иллюстрации к сказкам на самостоятельно выбранные сюжеты; развивать интерес к народному сказочному творчеству, графические навыки в передаче пропорций сложных по форме предметов, навыков композиционного решения рисунка; воспитывать любовь к народным сказкам, к положительным героям сказок, сопереживание настроениям героев сказки, обратить внимание детей на добрые поступки и злые.
Оборудование: акварельные краски, кисти, палитра, вода, карандаш, салфетки, иллюстрации к русским народным сказкам.
Ход урока
1.Организационный момент
А) Приветствие.
Сказка в гости к нам пришла,
в мир фантазий позвала.
Всё про сказку мы расскажем
Свои знания покажем.
Б) Проверка организации рабочих мест.
2.Подготовительный момент
А) Формулировка темы, цели урока.
- Посмотрите на доску, как вы думаете, что объединяет все эти иллюстрации?
- Какова тема нашего урока?
- Часто ли вы читаете сказки?
- Как вы думаете, для чего придумали сказки?
-Назовите свои любимые сказки.
- Как вы думаете, зачем детям нужно читать сказки?
- Все вы любите рассматривать рисунки в книгах.
- А как называют художника, который рисует рисунки для книг? (иллюстратором.)
- Вот и вы попробуете себя в этом качестве и проиллюстрируете свою любимую сказку. Но сначала давайте посмотрим, как с этой задачей справились художники. Все они в детстве очень любили сказки, особенно русские народные.
- Кто знает, почему они так называются? Кто их сочинял? (Народ)
- Какие ещё сказки бывают? (Авторские).
Б) Рассказ учителя о сказках.
Сказка – это волшебный мир. Сказка – один из основных жанров устного народного поэтического творчества. В воображении слушателей возникали образы героев сказок, этих удивительных волшебных рассказов. Василиса - прекрасная, Кощей Бессмертный или Баба-Яга - все они были образами только устного народного творчества до тех пор, пока не появилась возможность печатать сказки, создавать книги. Так возникает иллюстрация. Иллюстрация – изображение, сопровождающее или дополняющее текст.
Наверное, все люди на свете: и взрослые, и дети любят сказки. Сказки, которые вы так любите, дошли к нам с незапамятных времён. Народ рассказывал их, передавал от отцов к детям, от дедов к внукам. Русские писатели пересказывали сказки стихами, как А.С.Пушкин, В.Жуковский, или прозой, как Л. Толстой, С.Михалков. Сказки многие начинаются со слов “Жили-были...”
В) Игра «Назови сказку»
Сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете эти сказки. Отгадайте, из каких сказок прозвучат эти строчки.
Глядь, опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А перед ней разбитое корыто.
(Золотая рыбка)
Князь у синя моря ходит
С синя моря глаз не сводит;
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
(Сказка о царе Салтане)
Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно…
(Сказка о попе)
Вот мудрец перед Додоном
Стал и вынул из мешка
Золотого…
(Золотой петушок)
Под окном за прялку села
Ждать хозяев, а глядела
Все на яблоко. Оно
Соку свежего полно.
Так свежо и так душисто.
(Сказка о мертвой царевне)
– Молодцы, вы хорошо знаете сказки. Они играют большую роль в жизни любого человека. Ведь это первое литературное произведение, с которым сталкивается человек в своей жизни. У многих первыми и любимыми книжками были именно сказки.
3.Изучение нового материала.
(Рассказ учителя о художниках, иллюстрирующих сказки.)
Ознакомление с творчеством художников Ю. Васнецова, В. Васнецова.
Юрий Алексеевич Васнецов
Одним из таких художников является Юрий Васнецов. Для Васнецова мир сказки — это мир счастья, где нет ни жестокости, ни зависти и где добро всегда торжествует над злом. Поэтому все его герои — храбрый петух, робкий заяц, смешной козлёнок, неуклюжий и добродушный медведь, весёлый кот, даже лютый волк и плутоватая лиса — вызывают симпатию зрителей. Вслед за художником мы входим в сказочную страну добра и красоты.
Виктор Михайлович Васнецов
Одной из самых любимых тем является для художников сказка. А среди сказочников нельзя не отметить замечательного русского художника Виктора Васнецова. На его полотнах ожили для нас почти все герои русских народных сказок. Широко известны картины В. Васнецова «Алёнушка» и «Иван-царевич на Сером Волке», «Три богатыря».
4. Работа по теме урока.
А) Беседа по картине В.Васнецова “Алёнушка”. Художественно-содержательный анализ иллюстрации.
Ребята, к каждой книге есть красочные рисунки. Эти рисунки рисуют художники-иллюстраторы. Для них мир сказки – это мир счастья, где нет ни жестокости, ни завести и где добро всегда торжествует над злом. Поэтому все герои – храбрый петух, робкий заяц, смешной козлёнок, неуклюжий и добродушный медведь, весёлый кот, даже лютый волк и плутоватая лиса – вызывают у нас улыбку и доброе отношение. Вслед за художником мы входим в сказочную сторону добра и красоты.
Вот посмотрите, ребята, внимательно, как художник Виктор Васнецов изобразил сказку “О сестрице Алёнушке и братце Иванушке”. Эта картина называется “Алёнушка”.
Все помнят эту сказку?
В сказках по-разному складывается жизнь Алёнушки, но везде светлое и доброе побеждает тёмное и злое.
Художник тоже верил в будущую хорошую жизнь Алёнушки. Он желал ей счастья и радости, поэтому старался своей картиной вызвать сочувствие к судьбе девушки-красавицы.
Знакомство со словами: сюжет, композиция, иллюстрация.
Прежде чем нарисовать рисунок, художник несколько раз перечитывает сказку и подбирает сюжет, то есть подбирает наиболее понравившийся отрывок. (Хором повторяют сюжет).
Затем по сюжету составляют композицию. Композиция – это составленный рисунок, выполненный карандашом. Давайте все вместе повторим. Чтобы композиция была красивой, её раскрашивают красками. Получается иллюстрация. Давайте повторим: иллюстрация. Давайте ещё раз прочитаем эти слова, и вам нужно будет их запомнить.
- Мы с вами посмотрели работы художников и убедились, что каждый из них по-своему изображает сказочный мир.
В. Васнецов в своих картинах показывают героев, когда им грустно и тревожно. Об этом говорят и краски, использованные ими при написании картин. А. Ю. Васнецов, как было уже отмечено, в своих рисунках создает ощущение праздника, используя яркие краски.
Вот и вы должны перед началом работы подумать, какой эпизод из сказки вы бы хотели нарисовать, что переживают в данный момент герои, какое у них настроение.
-Если они грустят или в опасности, то какие краски вы будете использовать, чтобы передать их состояние?
Правильно, темные, приглушенные тона, создающие ощущение тревожности. Если это лес, то он темно-зеленый, если это речка, то вода в ней темная.
- А если герои уже победили зло, какая краска поможет нам передать ощущение радости? Действительно, яркие тона красок помогут нам передать настроение героев. День будет солнечным светлым, небо - голубым, лес и трава – ярко - зелеными.
Определившись с тем, что вы будете рисовать, необходимо тщательно продумать композицию рисунка, чтобы рисунок смотрелся как единое целое.
5. Этапы выполнения рисунка
1. К о м п о з и ц и я рисунка.
Продумывание детьми макетов рисунков и их композиционных решений.
- Кто из героев или героинь нравятся больше всего и почему? (Ответы учащихся.)
- Какой фрагмент сказки вы хотели бы проиллюстрировать?
В это время учитель снова демонстрирует иллюстрации и при необходимости делает наброски на доске (как уходит вдаль дорожка, как небо отделяется от земли, как рисовать зверей, деревья и т. д.) Дети могут по-своему изобразить основных героев сказки.
Поскольку звери — герои сказки, то они могут разговаривать и быть одеты как люди.
1) Определим расположение главных героев рисунка.
Рисование сказки начинается с определения карандашом композиции сюжета, pасположения на листе бумаги главных героев сказки. Потом в деталях прорисовывается весь сюжет.
2) Затем тонкими линиями карандаша проводим линию горизонта и отмечаем места, где будут располагаться остальные предметы.
Дети, по возможности, самостоятельно выбирают сюжет для иллюстрирования. Необходимо проследить за тем, чтобы учащиеся взяли наиболее выразительные сюжеты. Ученики как бы словесно рисуют иллюстрацию, начиная свой рассказ с выбора формата листа. Несколько учеников рассказывают подробно всему классу, что и как они будут рисовать.
- Продумайте изображение своего сюжета.
2. В ы п о л н е н и е карандашного наброска.
Тонкими линиями карандаша прорисовываем детали всех предметов, соразмеряя их пропорции. Все предметы, находящиеся вдали, должны быть меньше тех предметов, которые находятся на переднем плане. Звери и люди не должны быть выше деревьев.
6. Практическая работа.
1. Задание: выполнить рисунок-иллюстрацию «Моя любимая сказка» в карандаше.
По окончании работы учитель проверяет правильность выполнения карандашного рисунка и помогает исправить недостатки.
( Ребята, которые справились, могут начинать выполнять работу в цвете. Затонировать общий фон для неба, земли, леса. )
2. Физкультминутка
3. Работа с цветом
1) Выбор цветной гаммы зависит от того, какое эмоциональное состояние, настроение вы хотите передать в рисунке.
Заполнение рисунка цветом начинаем с закрашивания неба, далее закрашиваем землю и затем раскрашиваем остальные предметы. Следите за тем, чтобы между небом и землей не оставалось пустот (белых пятен).
2) Прорисовывание деталей рисунка.
Тонкой кистью прорисуем мелкие детали: тонкие веточки деревьев, лица героев и т. д.
- При этом следует помнить, что многие художники используют для передачи сказочности происходящего, для выделения главных героев такие изобразительные средства, как:
- светлое на тёмном, тёмное ни светлом,
- контраст большого и маленького,
- яркого цвета на спокойном фоне.
Используй и ты эти средства.
И помни — всё, чему ты научился на уроках изобразительного искусства (умение работать карандашом, красками, кистью, подбирать красивые цветовые сочетания, передавать форму и конструкцию различных предметов, знание правил композиции, холодных и тёплых цветов), можно и нужно использовать в своих иллюстрациях.
Рекомендации по ведению работы:
- Выбрать сюжет.
- Решить, вертикально или горизонтально расположить лист.
- Наметить основные элементы рисунка, не нажимая сильно на карандаш.
- Проверить равновесие композиции и начать работу цветом, выделяя тёмное на светлом, а светлое на тёмном.
7. Самостоятельная работа учащихся
Задание: выполнить рисунок-иллюстрацию «Моя любимая сказка» в цвете.
8. Итог уроков. Рефлексия
1. В ы с т а в к а работ учащихся.
2. Заключительное слово учителя.
Настоящая сказочная страна появилась у нас в классе!
- Как хорошо вы сумели передать в рисунках свою любовь к героям сказок, их настроение. Молодцы!
3. Рефлексия
- Если вам урок понравился, то нарисуйте колобку улыбку, если нет, то грустное лицо.
|