Четверг, 23.01.2025, 23:43
Приветствую Вас Гость | RSS

ГОУ ЛНР "Ровеньковская гимназия имени писателя Н.Трублаини"

Меню сайта

Методическая копилка

Главная » Файлы » Опыт работы учителей

Открытый урок по изобразительному искусству в 3 классе «Твои книжки»
22.12.2019, 23:03

Управление образования Администрации города Ровеньки

ГОУ ЛНР «Ровеньковская гимназия имени писателя Н. Трублаини»

Открытый урок 

по изобразительному искусству

в 3 классе 

 «Твои книжки»

 

Подготовила и провела

 учитель начальных классов,

специалист ІІ категории

Криуля Марина Валентиновна

Тема урока: Твои книжки

Цель:   учить передавать в рисунках свои впечатления от прочитанной сказки; познакомить с творчеством художников В. Васнецова, Ю. Васнецова; дать представление о роли фантазии в искусстве; знакомство со словами: сюжет, композиция, иллюстрация; формировать умение выполнять иллюстрации к сказкам на самостоятельно выбранные сюжеты; развивать интерес к народному сказочному творчеству, графические навыки в передаче пропорций сложных по форме предметов, навыков композиционного решения рисунка; воспитывать любовь к народным сказкам, к положительным героям сказок, сопереживание настрое­ниям героев сказки, обратить внимание детей на добрые поступки и злые.

Оборудование: акварельные краски, кисти, палитра, вода, карандаш, салфетки, иллюстрации к русским народным сказкам.

Ход урока

1.Организационный момент

А) Приветствие.

Сказка в гости к нам пришла,

в мир фантазий позвала.

Всё про сказку мы расскажем

Свои знания покажем.

 

Б) Проверка организации рабочих мест.

 

2.Подготовительный момент

А) Формулировка темы, цели урока.

- Посмотрите на доску, как вы думаете, что объединяет все эти иллюстрации?

- Какова тема нашего урока?

- Часто ли вы читаете сказки?

- Как вы думаете, для чего придумали сказки?

-Назовите свои любимые сказки.

- Как вы думаете, зачем детям нужно читать сказки?

- Все вы любите рассматривать рисунки в книгах.

- А как называют художника, который рисует рисунки для книг? (иллюст­ратором.)

- Вот и вы попробуете себя в этом качестве и проиллюст­рируете свою любимую сказку. Но сначала давайте посмотрим, как с этой задачей справились художники. Все они в детстве очень любили сказки, особенно русские народные.

- Кто знает, почему они так называются? Кто их сочинял? (Народ)

- Какие ещё сказки бывают? (Авторские).

Б) Рассказ учителя о сказках.

       Сказка – это волшебный мир. Сказка – один из основных жанров устного народного поэтического творчества. В воображении слушателей возникали образы героев сказок, этих удивительных волшебных рассказов. Василиса - прекрасная, Кощей Бессмертный или Баба-Яга - все они были образами только устного народного творчества до тех пор, пока не появилась возможность печатать сказки, создавать книги. Так возникает иллюстрация. Иллюстрация – изображение, сопровождающее или дополняющее текст.

     Наверное, все люди на свете: и взрослые, и дети любят сказки. Сказки, которые вы так любите, дошли к нам с незапамятных времён. Народ рассказывал их, передавал от отцов к детям, от дедов к внукам. Русские писатели пересказывали сказки стихами, как А.С.Пушкин, В.Жуковский, или прозой, как Л. Толстой, С.Михалков. Сказки многие начинаются со слов “Жили-были...”

 

В) Игра «Назови сказку»

 Сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете эти сказки. Отгадайте, из каких сказок прозвучат эти строчки.

Глядь, опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А перед ней разбитое корыто.
(Золотая рыбка)

Князь у синя моря ходит
С синя моря глаз не сводит;
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
(Сказка о царе Салтане)

Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно…
(Сказка о попе)

Вот мудрец перед Додоном
Стал и вынул из мешка
Золотого…
(Золотой петушок)

Под окном за прялку села
Ждать хозяев, а глядела
Все на яблоко. Оно
Соку свежего полно.
Так свежо и так душисто.
(Сказка о мертвой царевне)

– Молодцы, вы хорошо знаете сказки.  Они играют большую роль в жизни любого человека. Ведь это первое литературное произведение, с которым сталкивается человек в своей жизни. У многих первыми и любимыми книжками были именно сказки.

3.Изучение нового материала.

(Рассказ учителя о художниках, иллюстрирующих сказки.)

Ознакомление с творчеством художников Ю. Васнецова, В. Васнецова.

Юрий Алексеевич Васнецов

     Одним из таких художников является Юрий Васнецов. Для Васнецова мир сказ­ки — это мир счастья, где нет ни жестоко­сти, ни зависти и где добро всегда торжествует над злом. Поэтому все его герои — храбрый петух, робкий заяц, смешной коз­лёнок, неуклюжий и добродушный медведь, весёлый кот, даже лютый волк и плутова­тая лиса — вызывают симпатию зрителей. Вслед за художником мы входим в ска­зочную страну добра и красоты.

 

 

Виктор Михайлович Васнецов

      Одной из самых любимых тем является для художников сказка. А среди сказочни­ков нельзя не отметить замечательного рус­ского художника Виктора Васнецова. На его полотнах ожили для нас почти все герои русских народных сказок. Широко извест­ны картины В. Васнецова «Алёнушка» и «Иван-царевич на Сером Волке», «Три богатыря».

4. Работа по теме урока.

А) Беседа по картине В.Васнецова “Алёнушка”. Художественно-содержательный анализ иллюстрации.

       Ребята, к каждой книге есть красочные рисунки. Эти рисунки рисуют художники-иллюстраторы. Для них мир сказки – это мир счастья, где нет ни жестокости, ни завести и где добро всегда торжествует над злом. Поэтому все герои – храбрый петух, робкий заяц, смешной козлёнок, неуклюжий и добродушный медведь, весёлый кот, даже лютый волк и плутоватая лиса – вызывают у нас улыбку и доброе отношение. Вслед за художником мы входим в сказочную сторону добра и красоты.

      Вот посмотрите, ребята, внимательно, как художник Виктор Васнецов изобразил сказку “О сестрице Алёнушке и братце Иванушке”. Эта картина называется “Алёнушка”.

Все помнят эту сказку?

        В сказках по-разному складывается жизнь Алёнушки, но везде светлое и доброе побеждает тёмное и злое.

        Художник тоже верил в будущую хорошую жизнь Алёнушки. Он желал ей счастья и радости, поэтому старался своей картиной вызвать сочувствие к судьбе девушки-красавицы.

        Знакомство со словами: сюжет, композиция, иллюстрация.

        Прежде чем нарисовать рисунок, художник несколько раз перечитывает сказку и подбирает сюжет, то есть подбирает наиболее понравившийся отрывок. (Хором повторяют сюжет).

      Затем по сюжету составляют композицию. Композиция – это составленный рисунок, выполненный карандашом. Давайте все вместе повторим. Чтобы композиция была красивой, её раскрашивают красками. Получается иллюстрация. Давайте повторим: иллюстрация. Давайте ещё раз прочитаем эти слова, и вам нужно будет их запомнить.

 

  - Мы с вами посмотрели работы  художников и убедились, что каждый из них по-своему изображает ска­зочный мир.

     В. Васнецов в своих картинах показывают героев, когда им грустно и тревожно. Об этом говорят и краски, использо­ванные ими при написании картин. А. Ю. Васнецов, как было уже отмечено, в своих рисунках создает ощущение праздника, исполь­зуя яркие краски.

     Вот и вы должны перед началом работы подумать, какой эпи­зод из сказки вы бы хотели нарисовать, что переживают в данный момент герои, какое у них настроение.

-Если они грустят или в опасности, то какие краски вы будете использовать, чтобы пере­дать их состояние?

      Правильно, темные, приглушенные тона, создающие ощущение тревожности. Если это лес, то он темно-зеленый, если это речка, то вода в ней темная.

- А если герои уже победили зло, какая краска поможет нам пе­редать ощущение радости? Действительно, яркие тона красок помогут нам передать на­строение героев. День будет солнечным светлым, небо - голубым, лес и трава – ярко - зелеными.

     Определившись с тем, что вы будете рисовать, необходимо тщательно продумать композицию рисунка, чтобы рисунок смотрелся как единое целое.

5. Этапы выполнения рисунка                     

1. К о м п о з и ц и я рисунка.

Продумывание детьми макетов рисунков и их композиционных решений.

- Кто из героев или героинь нравятся больше всего и почему? (Ответы учащихся.)

- Какой фрагмент сказки вы хотели бы проиллюстрировать?

     В это время учитель снова демонстрирует иллюстрации и при необхо­димости делает наброски на доске (как уходит вдаль дорожка, как небо отделяется от земли, как рисовать зверей, деревья и т. д.) Дети могут по-своему изобразить основных героев сказки.

     Поскольку звери — герои сказки, то они могут разговаривать и быть одеты как люди.

1) Определим расположение главных героев рисунка.

     Рисование сказки начинается с определения карандашом композиции сюжета, pасположения на листе бумаги главных героев сказки. Потом в деталях прорисовывается весь сюжет.

2) Затем тонкими линиями карандаша проводим линию гори­зонта и отмечаем места, где будут располагаться остальные пред­меты.

    Дети, по возможности, самостоятельно выбирают сюжет для иллюстрирования. Необходимо проследить за тем, чтобы учащиеся взяли наиболее выразительные сюжеты. Ученики как бы словес­но рисуют иллюстрацию, начиная свой рассказ с выбора формата листа. Несколько учеников рассказывают подробно всему классу, что и как они будут рисовать.

- Про­думайте изображение своего сюжета.

2. В ы п о л н е н и е карандашного наброска.

   Тонкими линиями карандаша прорисовываем детали всех предметов, соразмеряя их пропорции. Все предметы, находящиеся вдали, должны быть меньше тех предметов, которые находятся на переднем плане. Звери и люди не должны быть выше деревьев.

6. Практическая работа.

1. Задание: выполнить рисунок-иллюстрацию «Моя любимая сказка» в карандаше.

     По окончании работы учитель проверяет правильность выпол­нения карандашного рисунка и помогает исправить недостатки.

( Ребята, которые справились, могут начинать выполнять  работу в цвете. Затонировать общий фон для  неба, земли, леса. )

2. Физкультминутка

3. Работа с цветом

1) Выбор цветной гаммы зависит от того, какое эмоцио­нальное состояние, настроение вы хотите передать в рисунке.

      Заполнение рисунка цветом начинаем с закрашивания неба, да­лее закрашиваем землю и затем раскрашиваем остальные предме­ты. Следите за тем, чтобы между небом и землей не оставалось пустот (белых пятен).

2) Прорисовывание деталей рисунка.

Тонкой кистью прорисуем мелкие детали: тонкие веточки де­ревьев, лица героев и т. д.

- При этом следует помнить, что многие художники используют для передачи сказочности происходящего, для выделения главных героев такие изобразительные средства, как:

- светлое на тёмном, тёмное ни светлом,

- контраст большого и маленького,

- яркого цвета на спокойном фоне.

Используй и ты эти средства.

    И помни — всё, чему ты научился на уроках изобразительного искусства (умение работать карандашом, красками, кистью, подбирать красивые цветовые сочетания, передавать форму и конструкцию различных предметов, знание правил композиции, холодных и тёплых цветов), можно и нужно использовать в своих иллюстрациях.

Рекомендации по ведению работы:

  • Выбрать сюжет.
  • Решить, вертикально или горизонтально расположить лист.
  • Наметить основные элементы рисунка, не нажимая сильно на карандаш.
  • Проверить равновесие композиции и начать работу цветом, выделяя тёмное на светлом, а светлое на тёмном.

7. Самостоятельная работа учащихся

Задание: выполнить рисунок-иллюстрацию «Моя любимая сказка» в цвете.

8. Итог уроков. Рефлексия

1. В ы с т а в к а работ учащихся.

2. Заключительное слово учителя.

 Настоящая сказочная страна появилась у нас в классе!

- Как хорошо вы сумели передать в рисунках свою любовь к ге­роям сказок, их настроение. Молодцы!

3. Рефлексия

- Если вам урок понравился, то нарисуйте колобку улыбку, если нет, то грустное лицо.
 

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_5672742e0f146/urokpoizoliubimaiaskazka_1.png https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_5672742e0f146/urokpoizoliubimaiaskazka_1.png https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_5672742e0f146/urokpoizoliubimaiaskazka_1.png

 

Категория: Опыт работы учителей | Добавил: Administrator
Просмотров: 352 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2025
Создать бесплатный сайт с uCoz